Страницы

четверг, 2 апреля 2020 г.

+ 12.08.1943 иерей Николай ЮФЕРЕВ (Кировская область — ОЛП-10, Вятлаг)

[67709, ОЛП-10, ЮФЕРЕВ Николай Константинович, 56 лет: 1887 - 12.08.1943]

В Вятский ИТЛ (Вятлаг) НКВД СССР прибыл 24.03.1943 года из тюрьмы г. Киров.

Находился в лагпунктах №№ 1, 10 Вятлага.

Умер 12.08.1943 года в лазарете лагпункта № 10 Вятлага. Смерть последовала от декомпенсированного миокардита.
Погребён 14.08.1943 года в могиле Н-44 на кладбище лагпункта № 10 Вятлага.

Описание личности: рост — выше среднего, телосложение - правильное, цвет волос - тёмные, глаза - карие, нос — прямой.

Состав семьи:
-отец Юферев Константин Алексеевич, уроженец с. Нема, проживает в с. Сырчаны Молотовского района Кировской области, псаломщик;
-мать Юферева Анна Ивановна, д. Ивино Молотовского района Кировской области, рядовая колхозница;
-жена Юферева Вера Васильевна, 1888г.р., уроженка Халтуринского района Кировской области, проживает в д. Заренки Бельского района Кировской области, домохозяйка;
-сыновья Юферев Влад. (так в документе) Николаевич, 1926г.р.; Юферев Виктор Николаевич, 1929г.р.; проживают в д. Заренки Бельского района Кировской области

[АРЕСТ Кировская область, Фаленский район, Верхосунский сельсовет, село Зыряны (деревня Зоренки)
РОЖДЕНИЕ в селе Сырчаны Сырчанского сельсовета Нолинского района Кировской области]

Русский, из духовенства («сын саломщика»),образование среднее, без специальности. Служение Вятская (Кировская) область, Бельский (Фаленский) район, Верхосунский сельсовет, село Зыряны (деревня Зоренки,с.Заренки) священник.
Судим в 1930 г. по ст. 60 УК, в 1939г. по ст.ст. 143, 125 УК Бельским народным судом Кировской области.
Арест 22.11.1942 г., приговорен 15.03.1943 г. судебной коллегией по уголовным делам Кировского областного суда по статье 58 пункт 10-2 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы и 5 годам поражения в правах - с конфискацией имущества, начало срока - 22.11.1942 г., конец срока - 22.11.1952 г., прибыл в Вятлаг 24.03.1943 г. из Кирова,
СКОНЧАЛСЯ 12.08.1943 г., 10 лагпункт, станция Фосфоритная, реабилитирован 04.06.1992 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Юферев Николай Константинович (1887)




  • Дата рождения: 1887 г.
  • Место рождения: Кировская обл., Нолинский р-н, с. Сырчаны, Сырчанский сельсовет
  • Пол: мужчина
  • Национальность: русский
  • Профессия / место работы: священник
  • Место проживания: Фаленский (Бельский) р-н, дер. Зоренки, Верхосунский сельсовет

Обвинение: по ст. 58 п. 10 УК РСФСР
  • Осуждение: 15 марта 1943 г.
  • Осудивший орган: Кировский облсуд
  • Статья: 58 п. 10 УК РСФСР
  • Приговор: 10 лет лишения свободы, с поражением в правах на 5 лет, с конфискацией имущества.
  • Дата реабилитации: 4 июня 1992 г.

Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Кировской обл.; БД «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»

Служение[добавить информацию]

Вятская о., Фаленский р., с. Заренки
священник

Публикации[добавить информацию]

Ожегин П. Т. Список репрессированных служителей церкви Вятской епархии. Архив автора. Машинопись.
%%%



https://ru.openlist.wiki/Юферев_Павел_Константинович_(1891)

Юферев Павел Константинович (1891)

Дата рождения: 1891 г.
  • Место рождения: Кировская обл., Нолинский р-н, с. Сырчаны, Сырчанский сельсовет
  • Пол: мужчина
  • Национальность: русский
  • Профессия / место работы: священник церкви в с. Лубягино.
  • Место проживания: Кирово-Чепецкий (Кировского) р-н, с. Лубягино Красносельского сельсовет
  • Дата расстрела: 17 марта 1938 г.
  • Место смерти: г. Киров
%%%

Юферев Николай Константинович

 (1887,Нолинский р-н,с.Сырчаны Сырчанского с/с--,1943) русский, Священник., житель: Фаленский (Бельского) р-н,д.Зоренки Верхосунского с/с. Осужд. 1943.03.15 Кировский облсуд. Обв. по ст. 58 п. 10 УК РСФСР Приговор: 10 лет лишения свободы, с поражением в правах на 5 лет, с конфискацией имущества. Реаб. 1992.06.04 [Книга памяти Кировской обл.]


Юферев Павел Константинович

 (1891,Нолинский р-н,с.Сырчаны Сырчанского с/с---1938.03.17) русский, священник церкви в с.Лубягино., житель: Кирово-Чепецкий (Кировского) р-н,с.Лубягино Красносельского с/с. Осужд. 1939.02.15 особая тройка при УНКВД по Кировской обл.. Обв. по ст. 58 п. 10 УК РСФСР Расстр. 1938.03.17. Место расстрела: г.Киров Реаб. 1956.12.25 [Книга памяти Кировской обл.]
https://rodnaya-vyatka.ru/kp-repres?page=36&sort=desc&order=ФИО



Николай

Павел





%%%

https://timenote.info/ru/Nikolaj-Juferev-1887



%%%



Зоренки

Опубликовано сб, 11/07/2015 - 20:40 пользователем НиколайП
ID: 98477
Тип: деревня
Статус: ныне не существует
Информацию о местоположении деревень Пустовляна и Зоренки уточнял у бывшей жительницы соседней деревни Баталы Романовой Валентины Васильевны. По ее словам, эти деревни вплотную соседствовали друг с другом, причем в последние годы существования деревень она объединилась в одну под наименованием Зоренки. Хотя по данным СНМ 1950 деревню Зоренки мне обнаружить не удалось, а деревня Пустовляне там числится.

Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.































Название
Тип
Положение
Уезд и стан
Местность
От уезд. города
От стан. кварт.
Дворов
Мужчин
Женщин
Всего жителей
Информация


Зоренская (Зоренки)
поч. каз.
при безымянном ключе
103
63
36
154
148
302



Книга Вятских родов

«Книга Вятских родов» В.А.Старостина

Реестр селений и жителей на 1891 год
Название селения
Губерния, Уезд, Волость, Общество
Приход
Река
Семей
Жителей
Промысел или занятие


Зоринский; Зоренки
Луговка → Святица
20
143
поденщик; извоз


Рода, число семей:
Зорин — 20 


Примечания:
Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
Значок  - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте 
http://www.herzenlib.ru/kniga/)

Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

Источник: Списки населенных мест Слободского уезда за 1905 год (ЦГАКО ф. 574 оп. 2 ед. хр. 617/9)

Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX - начало XX вв.













(код)
Тип
Название
Уезд
Приход
Год
деревня
Зоренская
Слободской уезд
2-й благочиннический округ
1915


По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1350)
Справочник по составу приходов церквей Слободского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.































Род
Название
Уезд и волость
Сельсовет
Расст. до ВИК
Крест. хоз-в
Проч. хоз-в
Всего хоз-в
Муж.
Жен.
Всего
В т.ч. удм.
В т.ч. тат.


дер.
Зоренки, Зоринский
32 км
18
18
41
55
96

Список населённых пунктов Кировской области 1939 г.











Тип
Название
Район
Сельсовет
д.
Зоренки



%%%



https://rodnaya-vyatka.ru/places/82649

Зоренки (Пестеревское)

Опубликовано вт, 06/01/2015 - 11:40 пользователем Bar-mun
ID: 82649
Тип: деревня
Статус: часть другого н.п.
Название селение получило по фамилии поселенца ЗОРЕНКИ - Зорин. Деревни вокруг села Верхосунье стали улицами: МАКСЕНКИ — Заречная, ЗОРЕНКИ - Набережная, СТАМИКИ - Победы), д. БАИ (слилась с д. ПЕНТЕГИ), д. ЧУКША — центры производственных участков колхоза «Победа».
%%%
https://rosgenea.ru/familiya/yuferev

Юферев Михаил Алексеевич

 (1882,Немский р-н,с.Немы---1937.10.14) русский, священник церкви в с.Успенское., житель: Слободский р-н,с.Успенское Успенского с/с. Осужд. 1937.09.29 особой тройкой при УНКВД Кировской области. Обв. по ст. 58 п, 10 УК РСФСР Расстр. 1937.10.14 Реаб. 1967.09.30 [Книга памяти Кировской обл.]


http://urzhum-uezd.ortox.ru/dukhovenstvo_urzhumskogo_uezda_vjatskojj_gubernii/view/id/1170312
Юферев Василий Алексеевич: протоиерей. Род. 12 июля 1870 г. в с. Нема в духовной семье. Окончил ВДС. Священник с 1893 г. В 1920-е гг. служил в  с. Шурма (с янв. 1924),  Лопьял (с февр. 1924 г.), Пустополье (с 1926 как протоиерей) и с 20 окт. 1929 г. Воскресенской церкви г. Уржума. Был благочинным. Агитировал против обновленчества. В 1924 г. был штрафован за нестрахование прислуги.



http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/koi/nm/?TYZCF2JMTdG6XbuSt8LUdO6UX8XZc8Wf660fdOfVdOKWeCQ*
Юферев Михаил Алексеевич
Год рождения 1882
Место рождения Вятская губ., с.Нема
священник 

    Сын диакона, образование среднее


    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1930г.] [по 1937г.]
        Кировская о., с.Никулицкое
        священник
        Год окончания 1929 
        Вятка
        Год ареста 1929
        Месяц ареста 9
        Обвинение при аресте "пытался возглавить собой к/р организацию и руководить ею" 
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ
        03/02/1930
        Статья ст.58–11 УК РСФСР
        Приговор 3 года ссылки через ПП ОГПУ в Севкрай, считая срок с 30.09.29г.
        Групповое дело "Дело игумении Февронии (Юферевой Феклы Семеновны) и др. Вятка, 1930г." 
        Вятка, Вятский Изолятор Спецназначения
        Год начала 1929
        Месяц начала 9
        Год окончания 1930
        Наказание в ссылке отбыл
        Кировская о., Слободский р., с.Успенское
        священник
        Год окончания 1937
        тройка при УНКВД по Кировской обл.
        29/09/1937
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР
        Приговор высшая мера наказания — расстрел
    Кончина
      1937
      День 13
      Месяц 10
      расстрел
    Ожегин П.Т. Список репрессированных служителей церкви Вятской епархии. Архив автора. Машинопись.
    Архив УФСБ по Кировской обл. Д.СУ-8585.
%%%



https://ru-да.открытый список.wiki/Юферев_Михаил_Алексеевич_(1882)

Юферев Михаил Алексеевич (1882)




  • Дата рождения: 1882 г.
  • Место рождения: Кировская обл., Немский р-н, с. Немы
  • Пол: мужчина
  • Национальность: русский
  • Профессия / место работы: священник церкви в с. Успенское.
  • Место проживания: Смоленская обл., Слободский р-н, с. Успенское, Успенский сельсовет
  • Дата расстрела: 14 октября 1937 г.
Аресты
  • Где и кем арестован: Вятка
  • Дата ареста: сентябрь 1929 г.
  • Обвинение: "пытался возглавить собой к/р организацию и руководить ею"
  • Осуждение: 29 сентября 1937 г.
  • Осудивший орган: особой тройкой при УНКВД Кировской области
  • Приговор: ВМН
  • Место отбывания: Вятка, Вятский Изолятор Спецназначения (09.1929—1930 гг.)
  • Дата реабилитации: 30 сентября 1967 г.

Обвинение: по ст. 58 п, 10 УК РСФСР
  • Осуждение: 29 сентября 1937 г.
  • Осудивший орган: тройка при УНКВД Кировской области
  • Приговор: ВМН
  • Дата реабилитации: 30 сентября 1967 г.

Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Кировской обл.; БД «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»

  • Примечание: проживал в с. Никулицкое Вятского района, священник Никулицкой церкви., 3.02.1930 г. коллегией ОГПУ подвергнут по ст. 58 п. 11 УК РСФСР на 5 лет лишения свободы. Реабилитирован 18.08.1967 г.

Служение[добавить информацию]

Вятская о., с. Никулицкое
священник
Дата окончания: 1929 г.
Вятская о., Слободский р., с. Успенское
священник
Дата окончания: 1937 г.

Документы[добавить информацию]

Архив УФСБ по Кировской обл. Д. СУ-8585.

Публикации[добавить информацию]

Ожегин П. Т. Список репрессированных служителей церкви Вятской епархии. Архив автора. Машинопись.
%%%
http://www.nemsky.ru/rayon/istor/688-istoriya-sela-nema.html

ИСТОРИЯ СЕЛА НЕМА

Категории: О районе » История от 13-03-2012, посмотрело: 8185
                                              «Что такое Родина?    Это есть народ, совершающий на данной       
                                          площади своё историческое движение. Это прошлое народа,
                                          настоящее и будущее».
                                                                                                                А.Н.Толстой.
КТО МЫ?  ОТКУДА МЫ?
 Нет, природа не обидела Немский район. Нашей живописной местности могут позавидовать многие соседи. Южная её часть представляет  характерный лесной массив, по которому проходит северная граница липовых и дубовых лесов. Здесь можно встретить микрорайоны с таёжной лиственницей и рядом увидеть могучий южный дуб. Реликтовые исполинские осины соседствуют и ильмой и лещиной (орехом)
  
Мы и сейчас поражаемся величием и бескрайностью наших лесов, нашего богатства. А триста лет назад они сплошным пологом покрывали территорию нашего района, служили надёжным убежищем для обездоленных и гонимых.
   Отголоском крестьянских волнений, связанных с движением Степана Разина, являлось Кырчано – Сунское восстание 1675 – 1676 годов. По существу оно началось еще раньше. Вот что об этом сообщается в трудах профессора А.В. Эмаусского:
     - В Кырчанах образовалась повстанческая группа во главе с крестьянином Ильей Рохиным, которая в 1670 году, отказавшись повиноваться монастырю ( Успенскому), ушла за реку Вою и укрылась в немских лесах… Эта группа усилившись за счёт беглых крестьян, посадских людей, стрельцов, готовилась (в немских лесах) к восстанию. И в феврале 1675 года начала движение «собрався скопом и заговором большим, учинили бунт и мятеж великий».
       Но через год восстание было подавлено, и часть участников его вновь «скрылась в малонаселенных местах и дебрях за Воей».
  
      
Интенсивное заселение нашего края началось с 1676 года. Здесь оседали немногочисленные, одинокие люди и семьи, укрывавшиеся от крепостной зависимости и произвола. Ибо не только немские леса, но и административное положение способствовали этому. Тогда наша местность левобережья Вои входила в состав Казанского уезда (вплоть до 1780 года), а правобережье Вятского уезда. Такая административная равноудалённость и лесная глухомань сказались и на другом факторе заселения нашего района. В связи с церковными реформами патриарха Никона (1654 – 1657 г.г.) произошёл раскол, отпадение от православной церкви ряда религиозных сект.
  Подвергаясь жестким гонениям царского правительства, старообрядцы вынуждены были искать убежища в глухих уголках России и даже за границей. Одним из таких уголков и являлась наша местность. Тайком, в одиночку и группами направлялись старообрядцы с Керженца и Поморья в немские леса. В наших лесах создавались безымянные починки, люди выжигали лесные участки, корчевали и распахивали земли.
Отсюда и название деревень - Пальники (палили, жгли лес, чтоб очистить место). Верхорубы (вырубали леса в верховьях). Шло заселение немских земель. Это, конечно, не осталось для царского правительства безвестным. Началось усиленное образование государственных учреждений, учреждений православной церкви, в частности, миссионерских постов в этих глухих местах. Именно к этому моменту относится факт зарождения населённого пункта, который мы сейчас называем Немой.
     В 1720 году в восточной части нынешней улицы Заречной была построена и освящена в честь Введения божьей матери девы Марии в храм господен деревянная церковь. Появились официальные представители русской православной церкви. И безвестный до этого населённый пункт стал называться Введенское.
    Жили здесь вольные, государственные крестьяне, не подчинённые помещикам. А потому крепостного права у нас не было. В церкви отмечались христианские праздники.
     Ещё до этого в официальных документах этот пункт назывался Старовведенским, а в повседневном просторечии – Старое село.  Лишь через столетие при строительстве  каменной церкви низкая заболоченная местность не позволила закладывать фундамент массивного здания. И церковь было решено строить на левом  берегу  реки.  
     В 1814 году была построена каменная  церковь. Находилась она на средней Слободе. Это было высокое красивое здание из белого камня с двумя куполами и шпилем звонницы, состоящее из двух помещений: холодная церковь, где находилась покойницкая, и тёплая церковь, где проходили службы.  Церковь была построена силами прихожан.  В ней находились три книги: «Благовестное евангелие», Московской типографии 1649 года: «Кирилова книга» и книга «О вере, творении Ефима Сирина»
   Священники в Немской церкви сменяли друг друга:  отец Александр, отец Алексей, отец Архип. Последним был отец Николай, проживал на нижней Слободе в двухэтажном доме. Дома священнослужителей были построены первыми в селе. Церковь играла большую роль в жизни села,  все были верующими, служба была каждый день. Церковь была очагом культуры.
    В Неме было два кладбища – церковное, позади церкви, где под мраморными плитами хоронили священников и гражданское на Нижней Слободе. Позднее кладбище было перенесено на нынешнее место, а по старому протянулась Нижняя Слобода.
   При селе существовала водяная мельница (остатки её можно видеть у шлюзов по дороге к ул. Заречной)
  
  
                                                                                                      То, что было раньше на месте шлюзов
старый ДК, ул. Набережная
Культурное состояние дореволюционной Немы было чрезвычайно низким. Церковно–приходская трёхклассная школа появилась в восьмидесятых годах 19-го столетия, медпункт открылся перед первой мировой войной, библиотека в 1905 году. Зато в местной церкви было три священника. Долгое время в селе обитал ещё и миссионер по делам раскола.
    Волостным центром село стало в послереформенный период. Естественно в правлении волости главенствовали местные богатеи. Легендарным из них был Фёдор Кононов. Случалось, что у него батрачили по 40 человек. Он даже имел пушку для салютов в царские дни.
  Облик села был разнообразным. Редкие, хорошие дома соседствовали с халупами, крытыми соломой. Многие их них до конца 19 столетия отапливались «по-чёрному».
    По всей видимости, какое – то время у села было несколько названий. В ведомостях селений Вятской губернии за 1781 год указано село Введенское. В этих же ведомостях за 1802 год оно значится просто Веденское. И лишь в 1836 году в списках сел, деревень, и починков по уездам губернии упоминается это же село под названием Немское. Но название еще меняется. В списках населенных мест Вятской губернии по сведениям 1859 г. – село Немдинское. С 1880 года устанавливается окончательное наименование – село Нема.
     Незавидная судьба была у нашей Немы в старые времена. Глубинная из глубинных, оторванная от губернского и уездного центров, Нема входила в состав Нолинского уезда. Малоплодородные, подзолистые поля с культивирующей тогда трёхпольной системой севооборота, не обеспечивали экономику крестьянского хозяйства прожиточным минимумом. Поэтому многие крестьяне в зимний период занимались отходничеством – «зимогорили», то есть искали заработки на стороне. Одним из ведущих было плетение лаптей, тем более, липового сырья было много. И эта продукция пользовалась спросом, лапти и лыко возили в северные «безлиповые» районы губернии.
Среди жителей широко распространялось и кустарное ремесло – многие катали валенки. Большинство жителей были однодворцами (самостоятельными хозяевами)
      Народ здесь был талантливый и смекалистый, различные деревянные поделки, исполненные с художественным вкусом, славились широко. Славились своим мастерством немские люди, но в условиях царской России хода им не было. Почти в безвестности умер наш земляк Андрей Иванович Хитрин, изобретатель- самоучка, похороненный на немском кладбище. Даже могила его неизвестна. Он на несколько лет раньше, чем американец Мак – Ален, изобрёл жатвенную и много других сельскохозяйственных машин. Был участником губернских и Всероссийских выставок, о нём писали заграничные журналы, интересовались его изобретениями. А вот в России он поддержки не получил, поэтому и не мог развернуть свой талант во всю ширь, это сказалось и на судьбе других людей.
      В 18 веке определяется также название территории: Немская волость, Нолинского уезда. В неё входили округа: Немский, Ярковский, Чистопольский, и Митрофановский.
Делилась на четыре части: Немская, Арская, Михинская, Колобовская.
     В 1896 году в Неме были открыты школы: церковно–приходская и земская. В земской давалось начальное образование – детей учили читать, писать и считать. В церковно–приходской школе изучали и закон божий, она находилась на Нижней Слободе, в здании бывшего Дома культуры.
     В церковно–приходской школе обучались дети зажиточных слоев населения – самих священников и богатых крестьян. В земской школе занимались дети «простолюдинов»
     На Нижней Слободе жили немские купцы Артемьевы и Тимины занимавшиеся маслоделанием.
      Районным центром Нема стала с 1929 года. Однако не велика она была для такой роли – всего три улицы, возникшие на месте бывших Слобод: Колхозная, Набережная и Советская. Населенный пункт Старое Село тогда в состав Немы ещё не входило. Сердцем же довоенной Немы являлась территория между улицами Колхозной, Набережной и двумя частями Советской, там нынче шумит сквер, стоят здания поселковой администрации, столовой райпо и продмаг № 1.
                                                                                                     Старый центр села. Строительство здания 1-го магазина и конторы райпо.
  Примерно треть нынешнего сквера, а также место поселкового Совета занимала церковная ограда, в пределах которой размещалось кладбище для священников Введенская церковь – кирпичная, с куполом и звонницей (после революции действовала до 1936 года)
   Очень редко, по большим праздникам, да и то с разрешения батюшки в дальнем южном углу этой ограды приезжие карусельщики из Уржума устраивали свой аттракцион. Для мирских утех и торговых дел существовала рыночная площадь.
  
УСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕСКОЙ ВЛАСТИ В РАЙОНЕ
   Перемены в тихую немскую жизнь принесла революция 1917 года. В том же году проходила сходка крестьян под руководством большевиков, но была сорвана. Участники её ушли в деревню Незамаи, где и закончили свой митинг. В основном же советская власть была установлена 30 января 1918 года. Уже 5 февраля в селе был создан Волостной Совет рабочих, крестьянских и солдатский депутатов, разместившийся в здании (почты) на берегу Немды
   В труднейших условиях саботажа и кулацкого мятежа происходило становление Советской власти в нашем селе. На живых примерах классовой борьбы росло сознание беднейшего крестьянства. Отголоски степановского восстания докатились до Немы, но были решительно пресечены на месте. Большую роль в этом сыграла Немская волостная ячейка РКП (б), созданная в 1918 году, во главе с Я.И. Назаровым и Д.П.Штиным.
  
                                                                                                                        старый дом советов
С помощью их бывший ученик Нолинского реального училища Иван Крестьянинов (Полевой), объединил группу молодёжи и создал в августе 1919 года комсомольскую организацию. И сразу же половина комсомольцев ушла на колчаковский фронт, ибо белогвардейские разъезды второго Тобольского полка появились на немской земле.
   Послереволюционные события на немской земле прошли довольно тихо, даже гражданская война почти не коснулась здешних мест. Лишь летом 1918 года через Нему в Марково и далее на Острый Мыс, прошёл батальон красноармейцев для строительства оборонительных укреплений против армии генерала Колчака, намеревшегося двинуться на Вятку. Но колчаковцы были остановлены, батальон был отозван в Нолинск, а укрепрайон так и остался невостребованым.
    В боях за советскую родину в период гражданской войны отличились многие наши земляки. За боевые заслуги на фронте одним из первых был награждён орденом Красного Знамени Пётр Иванович Родыгин, уроженец Немской земли.
   Кончилась гражданская война, началось восстановление хозяйства. В начале двадцатых годов проводились административные преобразования. Вместо мелких волостей создавались укрупнённые. Наше село в начале 1923 года становится центром укрупненной волости. К этому моменту относится организация Немского единого потребительского общества (сельпо), машино – прокатной станции. Проводится изменение в землеустройстве. Вместо трёхпольной системы вводится многопольная. И всё же в условиях единоличного крестьянского хозяйства экономическое развитие нашей волости, преимущественно сельскохозяйственной, шло медленно. Лишь твёрдый курс нашей партии на коллективизацию кулачества сыграл решающую роль в жизни нашего села, ставшего в апреле 1929 года районным центром. Именно в этом году в большинстве деревень района были созданы первые колхозы и коммуны.
 1 января 1929 года Волостной Совет становится Волостным правлением. Специальным постановлением СНК губернии по стране превращаются в волости, земства – в районы. В это время секретарём Волостного Правления был назначен некто Володин. Но судьба уготовила недолгую жизнь этому молодому человеку – против него готовится заговор. Сын богатого человека из Верхоруб по фамилии Дюрягин, вступивший в партию с корыстной целью, заходит в кабинет к Володину и вызывает его якобы для секретного разговора. Заводит на первый этаж здания, где находились тюремные номера и во второй камере расстреливает в упор из револьвера. После чего скрывается с места преступления.
   В самом райцентре активными организаторами колхоза были коммунисты Данил Прохорович Штин и Евдокия Фёдоровна Штина. Большую помощь им оказал секретарь райкома ВКП (б) В.Н.Буслаев- делегат ХУ1 партсъезда. Председателем Немского колхоза вскоре был избран рабочий 25 – тысячник Березин.
        Ликвидация чересполосицы громадного количества борозд позволили артельному хозяйству более продуктивно использовать полевые массивы. Вместе с коллективизацией приходили новшества
   В 1933 году жители села впервые увидели на своих полях трактор. В Неме была создана машинно–тракторная станция, организатором и руководителем которой долгие годы был Сормовский рабочий, коммунист Поликарп Фёдорович Лобов, память которого и сейчас чтят старые механизаторы.
    Коллективное сельское хозяйство прочно встало на ноги. По состоянию на 1 января 1935 года в районе насчитывалось 115 колхозов, которые обслуживались одной МТС с 32 тракторами. А на конец 1936 года их стало почти в два раза больше.
   Удельный вес района в хозяйстве Кировского края составлял тогда: по уборочной площади – 1,6 %, по хлебозаготовкам – 2%. Колхозы занимались льноводством, почти 8.2% уборочной площади отводилось этой культуре.
   Ещё раньше в 1932 году, был построен Немский льнозавод, первое предприятие промышленности, которое перерабатывало льнопродукцию. Валовая выработка в год составляла тогда 43 тысячи рублей. И это были по тем временам огромные суммы.
   С середины тридцатых годов происходит изменение лица села. Идёт строительство школы, Дома Советов, контор леспромзоза и райпотребсоюза, жилых домов. Образуется улица Новая. Значительно удлиняется улица Советская. Вступает в строй радиоузел, каменная электростанция и баня. Растёт культурный облик села. Существовавшая с 1933 года неполная школа в 1936 году преобразуется в среднюю. В селе есть стационарная библиотека, со значительным книжным фондом. Функционирует больница на сорок коек.
  
                                                                                                                          строительство поликлиники
Имелся в Неме и свой дом культуры –«Народный дом»
   На перекрестке улиц Набережной и Советской, где расположена контора совхоза, стояло такое же здание, где на первом этаже размещалась чайная, а на втором был ресторан: пищу туда поднимали на лифте с винтовой подачей. Население обслуживало 6 магазинов, в том числе и книжный.
   В доме на берегу (ныне почта) заседало волостное правление.
   В 1935 году закладывается фундамент для Нового Дома Советов – здание решено строить по областному проекту, а 1 января 1937 года в новое здание, с колоннами и балконом для выступлений, переехал Дом Советов.
Водопровода в селе не было, пользовались колодцами.
    В 1936 году начинается строительство немского стадиона: выбранную площадку перепахали, проложили осушительные канавы, а после покрыли дерниной. В 1937 году Немский стадион вступил в строй, имея беговую дорожку, две площадки для волейбола, две площадки игры в «городки» и многие спортивные снаряды
  Согласно указанию Коммунистической партии, в те годы усердно боровшейся с христианской религией и православием, началось разрушение Немской церкви.
В 1932 году с колокольни Кирилловым Александром Васильевичем был уронен и разбит колокол, язык его долгое время валялся во дворе. В 1936 году начинается планомерное уничтожение здания. Был спилен крест, церковь стояла в запустении, разграбленная. В 1938 году был организован субботник – церковь разобрали на кирпичи, деревянную основу облили смолой и подожгли. Кирпич этой церкви, а также церквей Арской и Колобовской, пошёл на строительство школы и бани.
      В 1938 году в Неме появилась первая лампочка. Электростанция – локомобиль давала ток с наступления темноты до полуночи.  В целях экономии ресурсов станции разрешалось иметь не больше одной лампочки на избу.
   В мае 1938 года в Нему пришло первое кино. Первым киномехаником стал Филипп Прокопьевич Быстрых. В те же годы в Неме существовал  знаменитый струнный оркестр под управлением Ивана Сергеевича Цветкова
Перед войной немский житель Фёдор Феофилактов приобрёл одну из новых по тем временам машину – велосипед, первый в селе.
   В Неме имелись два ветряка. На высоких решетчатых деревянных башнях крепились колёса с лопастями на подобии мельничных, которые вращали шкив электрогенератора. Электрогенераторы обслуживали насосы, качавшие воду.  Водопровода в то время не было.
   В райцентре постоянно действует киностационар. И не только молодые, но и пожилые люди увлекаются самодеятельным искусством. Драматический и оркестровый кружки пользуются популярностью у зрителей.
   Что касается школы, то в советское время она долгое время не имела своего места, раздробленные классы, которые размещались то в одном здании, то в другом. В домике просвирни, что стоял на улице Набережной возле оврага, размещались пятые классы. Шестые классы находились на втором этаже здания на берегу, из которого к тому времени выехало Волостное правление. На углу улицы Набережной и переулка Совхозного находилось одноэтажное здание – там тоже размещались классы, учительская и жила учительница. Позже здание было разобрано и перевезено на другую, новую улицу, которую так и назвали Новой. 7-8-9 классы начали заниматься в здании бывшего РДК (каменная часть), в мансарде на крыше находился 10 класс. А вот новая школа была построена 1 января 1941года.
   
                                                                                                                                    современная школа
За двадцать лет существования советского государства в жизни глухого вятского села происходят разительные изменения. Для того, чтобы их понять, нужно иметь представление о дореволюционной Неме и Неме предвоенных лет.
   И самое главное изменились люди, стало всеобщим стремление к знаниям и образованию, полнокровному участию в общественной жизни.
 Разве не примечательно, что наша землячка Марфа Иосифовна Бушмелева добилась высоких показателей при выращивании льна и была почётной гостьей на открытии ВДНХ СССР. Немская учительница Евдокия Александровна Родыгина первой из района была награждена орденом Ленина за свой беспримерный труд. Директора Немского леспромхоза, бывшую рабочую, немские труженики выдвинули и избрали депутатом Верховного Совета РСФСР первого созыва.
   Показательно то, что пионерка Немской школы Феня  Лебедева ездила отдыхать в пионерский лагерь «Артек».
   Характерным явлением для Немы предвоенных лет стало стремление молодёжи к овладению техническими знаниями, с каждым годом рос отряд сельских механизаторов. Ещё не забыт пример, когда комсомолка тех  лет Дарья  Микрюкова (впоследствии секретарь РК  ВЛКСМ) смело повела свой трактор по колхозному полю.
 (…)
 Первый асфальт уложен по улице Советской 27 августа 1987 года (250 м)
  •  1993 год  -  автодорожный  строительный батальон в Неме.
  •   В 2005 году – заложен парк Победы.
  •  10 декабря 2009 года в посёлке состоялось освещение храма Введения.
  •  В 2010 году в Нему пришёл природный газ, на улице Западной подключены две первые квартиры.
  •  28 марта 2010 года впервые прозвучали колокола Введенской церкви.
%%%
Одной из самых красивых церквей была церковь в с.Неме - Введенская, построенная в 1814 году, автор не установлен, приход состоял из 53 селений, 3313 прихожан. Разрушена в 1937 году.
%%%

Село Сырчаны. Вознесенская церковь

Село Сырчаны расположено в Медведском сельском поселении. Расстояние до центра р-на (г. Нолинск) 49 км, дата основания — 1852 г., прежнее название: Сырчан. Село расположено на плоскогорье, вблизи лес, рядом протекает речка Ашмат.

Согласно указу Синода от 28 февраля 1852 г. с открытием молитвенного дома образовано село.

Деревянная церковь в селе была построена в 1854 году. В1901-1910 годах вместо обветшавшей деревянной церкви, на средства прихожан построен новый кирпичный храм, освященный во имя Вознесения господня.

В приход входило 12 селений расположенных на расстоянии от 1 до 12 верст. В селе земская школа, фельдшерский пункт (открыт в 1910). Русское православное население прихода состояло из 1126 мужчин и 1202 женщин, кроме того, в приходе проживало 185 старообрядцев. Церковный причт состоял из священника, диакона псаломщика.

В архитектурном плане центральная композиция основного храмового ядра дополняется с запада колокольней соединённой с храмом крытым переходом. Крестообразный в плане храм имеет четыре мощных столпа. Над центром внутреннего креста возвышается восьмигранный барабан. Четыре столпа которые воспринимает распор от барабана через систему сводов и подпружных арок.

18 ноября 1931 года после длительного закрытия в селе зарегистрирована община верующих, а 22 марта 1932 года церковь передали прихожанам. В 1961 году Вознесенская церковь в селе вновь была закрыта, а в 1965 году оборудована под клуб и библиотеку.

Дошедшее до наших дней здание церкви было построено в 1901-1910 годах. Подтвержденных данных по автору проекта здания церкви на данный момент не имеется, но если посмотреть на фотографии церквей с. Русское и с. Трехречье Кировской области, угадывается стиль вятского архитектора Чарушина И.А. Годы постройки свидетельствуют в пользу данной версии, т.к. именно в то время Иван Аполлонович служил губернским архитектором на Вятке.

 

Приложение: Священнослужители Вознесенской церкви с. Сырчаны
  1. Тихвинский Николай. Иерей. Служил в 1887 - 1890 годах.
  2. Лобовиков Семён Иванович. Иерей. Служил в 1935 году.
  3. Афанасьев Константин Иванович. Иерей. Родился в 1870 году в г. Яранске. Служил в 1937 году.
  4. Курочкин Николай Гаврилович. Диакон. Родился в 1880 году. Окончил духовное училище. Служил диаконом в селе Байса. С 1934 по 1943 год - пчеловод в Уржумском лесничестве. С 1956 года вновь диакон в селе Сырчаны. Служил в 1959 году. В 1961 году священник.
%%%
http://urzhum-eparhiya.ru/about-eparchy/blagochiniya/nolinskoe-blagochinie/hram-vozneseniya-gospodnya-s-syrchany/

Храм Вознесения Господня
Нолинское благочиние
Сырчаны.Церковь Вознесенья Господня
Адрес: с. Сырчаны, Кировская обл.
Построен: 1901-1910 гг.
Статус: закрыт, нуждается в реставрации.

Деревянная церковь в селе Сырчаны была построена в 1854 году.

Дошедшее до наших дней здание церкви было построено в 1901-1910 годах на средства прихожан. В приход входило 12 селений, расположенных на расстоянии от 1 до 12 верст. Церковный притч состоял из священника, диакона, псаломщика.

В архитектурном плане центральная композиция основного храмового ядра дополняется с запада колокольней, соединённой с храмом крытым переходом. Крестообразный в плане храм имеет четыре мощных столпа. Над центром внутреннего креста возвышается восьмигранный барабан. Четыре креста, которые воспринимает распор от барабана через систему сводов и подпружных арок.



Подтвержденных данных по автору проекта на данный момент не имеется, но, если посмотреть на фотографии церквей с. Русское и с. Трехречье Кировской области. Угадывается стиль вятского архитектора Чарушина И.А. Годы постройки свидетельствуют в пользу данной версии, т.к. именно в то время Иван Аполлонович служил губернским архитектором на Вятке.

18 ноября 1931 года после длительного закрытия в селе зарегистрирована община верующих. 22 марта 1932 года церковь передали прихожанам. В 1961 году Вознесенская церковь в селе вновь была закрыта, а в 1965 году оборудована под клуб и библиотеку.

%%%
https://zen.yandex.ru/media/id/5d2af3cfac412400ae8f360f/kak-umiraiut-derevni-selo-syrchany-5d35457c46f4ff00aedadc9c
Как умирают деревни? Село Сырчаны
22 июля 2019
В давние времена, Сырчаны были одним из самых крупных сел Нолинского уезда Вятской Губернии. В 1852 году построили молитвенный дом, потом образовалось село, в 1854 году построили первую деревянную церковь, простоявшую до 1920 года, а в период с 1901-1910 год возвели каменную церковь, сохранившуюся и поныне.

Посетить Сырчаны мне хотелось давно: по слухам, село почти умерло, и на данный момент там доживают несколько стариков. Туда мы и выдвинулись, после посещения заброшенной деревни Дорошата.

Даже почти всемогущий 69-й застрял в колеях, чего уж говорить о Нивах :)
Даже почти всемогущий 69-й застрял в колеях, чего уж говорить о Нивах :)
Дорога до Сырчан была тяжелой, дорогу сильно размесили лесовозы, и на некоторых участках наши машины тонули в липкой сырой смеси из глины и воды.

К счастью, на развилке, лесовозная тропа свернула налево, а мы направо -и дорога сразу же превратилась в прекрасную лесную грунтовку, ведущая по сосновому бору.По таким дорогам в детстве я очень любил гонять на велосипеде.

По пути встречается пожалуй, самая оригинальная табличка из серии "берегите лес". Правда, я бы заменил слова "не поджигайте" на слова "не вырубайте" - ведь от черных лесорубов лес страдает намного больше, чем от лесных пожаров...

Пара часов - и мы в Сырчанах. На улицах - никого, в паре домов еле-еле горит тусклый свет. Когда-то здесь было отделение Сбербанка, Почта России, две школы, магазин - а сейчас доживает несколько стариков. Все стандартно: не стало работы, все кто мог - уехали по соседним райцентрам или городам, закрыли почту, магазины, отделение сбербанка, и остались доживать лишь пенсионеры, которым некуда ехать.

Встречаются некогда богатые дома из красного кирпича, которые стоят такие-же заросшие и заброшенные, как и их бревенчатые собратья по соседству.

Видно, что на некоторых улицах жизни нет совсем - заросли даже дороги. В парке одиноко грустит каменный воин, поставленный в память не вернувшихся с войны односельчан.

Нас не смогли победить юнкерсами, но похоже, что победили сникерсами.
Нас не смогли победить юнкерсами, но похоже, что победили сникерсами.
Сумерки стремительно окутывали окружающую действительность, и мы решили заночевать. Утром нас разбудило яркое солнце на безоблачном небе. День обещал быть жарким.

Едем по пустой деревне. Впереди виднеются купола церкви Вознесения Господня, построенной в период с 1901-1910 годы.

Снаружи церковь очень красива и прекрасно сохранилась. Кажется, что можно повесить колокола, подновить крышу - и снова можно вести службы, разнося по окрестностям колокольный звон.


Внутри в советские годы был сделан клуб. Стены оштукатурены поверх фресок, и покрашены в безликую двухцветную сине-белую гамму, как в поликлинике или заводоуправлении. Внутри сыро, пусто, и как-то неуютно. Абсолютно не чувствуется, что это когда-то был храм.

Встреченный рядом с храмом местный житель, подсказал что нужно лезть на крышу - там, под куполом, за фальшпотолком, на небе сохранились фрески с тех времен.

Поднимаемся по узкой лестнице в стене на колокольню, шагаем по звонким листам металла на крыше, и мы на месте:


На цепи для люстры теперь висит фальшпотолок, скрывающий всю эту красоту.


Спускаемся вниз. Ребята на Нивах меняют изношенные тормозные колодки, а я иду по деревне, стараясь поймать еще несколько интересных кадров перед отъездом.

Родник в деревянном сарайчике. В такой жаркий день холодная вода это спасение для уставшего путника :)


Вот остатки поздней советской инфраструктуры - слева заброшенная школа, справа - давно закрытый магазин с пустыми полками. Таксофон тоже оторвали и теперь вместо него в козырьке грустно торчат провода.



Дом обшитый тёсом в ёлочку. Наверняка пережил своих хозяев. Когда-то давно рачительный владелец старался, обшивал дом тёсом, красил наличники, подновлял крышу, а теперь дом грустит под ветрами и дождями, оставшись один против всего мира - погоды, мародёров, соседей, выпиливающих могучие бревна из стен на дрова.






Эта улица еще относительно живая, но ближний дом вызывает неподдельный интерес - по срезанным проводам и зарослям, можно сделать вывод что он давно заброшен. Заглянем внутрь?






Заброшенные деревянные дома пахнут одиночеством и сыростью. Этот не исключение. Зайдем в комнату:






Судя по разбросанным вещам, старичок-хозяин дома давно умер, а дом медленно разрушается и растаскивается. В хламе попадаются достаточно интересные артефакты из прошлого.






Вот к примеру охотничий билет, или сундук с наклеенными на крышку ранними советскими дензнаками






Мне частенько встречались сундуки, на крышках которых были наклеены царские и советские деньги или грамоты из далеких 30-х. Теперь я обязательно поднимаю крышку у каждого сундука - под ними может быть интересный привет из прошлого. Судя по виду банкнот на крышке, это 1000 рублей 1919 года. Много это, или мало? Я не знаю...






На выезде из деревни в объектив моего фотоаппарата попадается здание, где когда-то давно была Сберкасса. Надпись на табличке гласит: "ГОСТРУДСБЕРКАССЫ СССР". Вообще, в Кировской области сохранилось очень много советских табличек, почтовых ящиков с гербами Союза, серпы и молоты на зданиях сельских администраций или наличниках домов. Время здесь словно остановилось.










Начало улицы Набережной - бывшей деревни Зорёнки, река Суна, весна (автор фото Екатерина Нелюбина)
Начало улицы Набережной - бывшей деревни Зорёнки, река Суна, весна (автор фото Екатерина Нелюбина)



Спуск к реке Суне (автор фото Екатерина Нелюбина)
Спуск к реке Суне (автор фото Екатерина Нелюбина)



Улица Ленина переход в улицу Набережную, бывшую деревню Зорёнки (на возвышенности), осень (автор фото Екатерина Нелюбина)
Улица Ленина переход в улицу Набережную, бывшую деревню Зорёнки (на возвышенности), осень (автор фото Екатерина Нелюбина)



Фрагмент улицы Набережной - бывшей деревни Зорёнки, река Суна, весна (автор фото Екатерина Нелюбина)
Фрагмент улицы Набережной - бывшей деревни Зорёнки, река Суна, весна (автор фото Екатерина Нелюбина)

Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация
8436Над Вязовым ключем (Иванцы)поч. каз.при ключе ВязовомНолинский уезд,
Стан 1
По правую сторону Глазовской торговой дороги (из Нолинска в Глазов), отделяющейся от почтового Вятского тракта у с. Кырчань32322396111207

Книга Вятских родов

«Книга Вятских родов» В.А.Старостина

Реестр селений и жителей на 1891 год
Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
11592Ивинцы; Над Вязовым ключёмВятская губерния, Нолинский уезд,
Талоключинская волостьТошкинское общество
с. Сырчаны, Вознесенская ц.Вязовый → Чёрный Ключ32179рудокоп; извоз
Рода, число семей:
Власов — 1 
Елькин — 8 
Кальсин — 6 
Мячин — 4 
Тимкин — 3 
Примечания:
Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
Значок  - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/)

Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX - начало XX вв.

№ (код)ТипНазваниеУездПриходГод
191005деревняВязовоеНолинский уезд
1-й благочиннический округ
с. Сырчан, Вознесенская церковь1915
По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО, ф. 237, оп. 70, д. 956)
Справочник по составу приходов церквей Нолинского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.ВсегоВ т.ч. удм.
4-06-112дер.Ивино (цы), Над Вязовым КлючемНолинский уезд,
Нолинская волость
Сырчанский37,5 км4024296119215

Список населённых пунктов Кировской области 1939 г.

ТипНазваниеРайонСельсовет
271502д.ИвиноНолинский районСырчанский сельсовет

Список сельских населённых мест Кировской области на 1 января 1950 г.

ТипНазваниеРайонСельсовет
281302д.ИвиноМолотовский районСырчанский сельсовет

Комментариев нет:

Отправить комментарий