Страницы

пятница, 3 апреля 2020 г.

+ 05.11.1942 Монахиня Мария (БУГРОВА) (Татарстан — ОЛП-04, Вятлаг)


[59544, ОЛП-4, БУГРОВА Мария Гавриловна, 56 лет: 1886 - 05.11.1942]

Прибыла в Вятлаг НКВД 09.05.1942 г. Горьковским этапом.

Находилась в ОЛП № 1,4.

На основании акта медицинского освидетельствования от 28.10.1942 г. признана тяжелобольной, инвалид 2 группы.

Умерла 05.11.1942 г. в стационаре 4 лагерного пункта от декомпрессии сердца и пеллагры. Захоронена на кладбище 4 лагерного пункта в деревянном гробу (могила № 10).

Описание личности: рост- средний, телосложение-плоское, цвет волос- седые, цвет глаз- серые, нос- вздернут к верху.

[АРЕСТ Татарстан, город Казань
РОЖДЕНИЕ в селе Столбищи Столбищенского сельсовета Ланшевского района Татарской АССР]


Русская, из крестьян, грамотная, швея-ручница, из крестьян середняков, грамотная, не судимая, монашка без определенных занятий

ОСУЖДЕНА ПО ДЕЛУ АРХИМ ТАВРИОНА (БАТОЗСКОГО).

ЦИТАТА.
15 сентября 1940 г. В Казани началось следствие по обвинению группы верующих, проживавших в Казани, Нижнем Тагиле, Курске, Перми. Среди них был священник Николай Богородский. В 1920-е гг. он был секретарем Пермской епархии. Во время поездок в Казань о. Таврион неоднократно встречался с ним. После ареста пермской группы под названием «Калужане» в июле-августе 1939 г. Священник Николай выезжал в Пермь по указанию о. Тавриона для дальнейшей организации тайной церкви в Перми. По делу проходило 12 человек (...)
Следствие было окончено 14 марта 1941 г. По ст. 58-10 ч. П и 58-11 ч. УК РСФСР осуждены 1 июля 1941 г. На срок — 8 лет:
  1. Батозский Таврион Данилович (1898 — 1978).
  2. 2. Бабин Николай Ильич — 1887 г. Р., уроженец с. Обвинское Карагай-ского р-на Пермской губернии, окончил Казанский ун-т, работал в Молотовском
горздраве лаборантом. Срок отбывал в Вятлаге. Умер в тюремной больнице г. Казани от туберкулеза легких. Извещение о смерти от 10.09. 1941 находится в УЗАГСе г. Перми.

  1. Булычев Петр Егорович — 1887 г. Р., уроженец д. Б. Отары ТАССР. Этапирован в Вятлаг.
  2. Богородский Николай Михайлович — см. сноску 10.
  3. Забашта Евгений Алексеевич — 1889 г. Р., уроженец Грузиньско-го р-на Полтавской обл. Насельник Глинской пустыни, иеромонах. Арестован в Курске, этапирован в Вятлаг 4 августа 1941 г. По спец-учету Управления РУОУХД УФСИН Кировской обл. Забашта Е. А. не значится.
  4. Письменный Дмитрий Павлович — 1887 г. Р., уроженец Харьковской обл., отбывал срок в г. Ивдель Свердловской обл. Умер 11 августа 1942 г. От порока сердца. Похоронен на лагерном кладбище в г. Ивдель. На срок — 5 лет были осуждены:
  5. Федотова Варвара Кирилловна — 1877 г. Р., уроженка с. Тарлыш ТАССР. Арестована в Казани 4 октября 1940 г. Приговорена к ссылке в Красноярский край. Умерла в лагерной больнице от порока сердца 13 сентября 1941 г.
  6. Кряковцев Лука Андреевич — 1869 г. Р., уроженец Ивановской обл. Служил священником церкви Казанской иконы Божией Матери в Нижнем Тагиле. Арестован 2 декабря 1940 г. Приговорен к ссылке в Красноярский край. Находился на спецпоселении в Б. Муртинском р-не.
  7. Кропотина Анна Алексеевна — 1892 г. Р., уроженка д. Чупино Гла-зовского р-на Удмуртской АССР. Монахиня Бахаревского женского монастыря г. Перми. Отбывала
срок в Севураллаге г. Тавда Свердловской обл. Освобождена 8 февраля 1943 г. По болезни. Отошла ко Господу в 1950-е гг.

  1. Бугрова Мария Гавриловна — 1886 г. Р., уроженка с. Столбище ТАССР. Отбывала срок в Вятлаге.
  2. Миленина Анна Николаевна (1907 — 1995). 12. Салмин Александр Семенович — 1877 г. Р., уроженец Казани. Приговорен к ссылке в Красноярский край. Находился на спецпоселении в Б. Муртинском р-не. ] Среди пермяков были монахиня Анна (Кропотина) и Николай Бабин, сын почившего в 1931 г. Епископа Кудымкарского Илии Бабина, верный помощник отца в служении Церкви. Он обвинялся за антисоветскую пропаганду и за хранение рукописей по вопросам религии, написанных им и его отцом еще до революции. Все эти труды он сумел до ареста передать в надежные руки. Умер Николай Бабин в тюремной больнице в августе 1941 г. Работники НКВД тщательно изучали круг общения архимандрита Тавриона. Из следственных материалов: «…архимандрит Таврион Батозский был приближенным, доверенным лицом у епископа Крошечкина. Он, безусловно, выполнял указания последнего по организации тайных церквей… Кроме того, с такой же целью создания тайных церквей он систематически наезжал из г. Калуги в г. Пермь и здесь создал ряд нелегальных церквей…». 27 декабря 1940 г. В Курске архимандрит Таврион был арестован. Вскоре последовал арест Анны Милениной — хозяйки дома, где жил батюшка, и иеромонаха Евгения (Забашта). Они были отправлены в Казанскую тюрьму. Власти пытались «раздуть дело». В 1938 г. Был арестован тайный «катакомбный» епископ Петр (Дмитрий) Федосихин и сослан в Кустанай. В 1939 г. Была арестована пермская группа верующих, представителей тайной «катакомбной» церкви. Советские органы пытались установить отношения пермских «катакомбников» с союзными. Однако связь епископа Петра с пермскими иеромонахами полностью раскрыть не смогли. Суд определил о. Тавриону 8 лет лишения свободы в ИТЛ, что на северо-востоке Свердловской области (п/я 294) — Севураллаг. Также 8 лет получил и о. Евгений (Забашта). Анна Николаевна — 5 лет. (…) Лагерь, куда был отправлен архимандрит, находился в районе г. Туринска. Заключённые работали на лесозаготовках и строительстве целлюлозного завода упрощённого типа (особая стройка № 3).
ОКОНЧАНИЕ ЦИТАТЫ.

Арестована Мария Гавриловна Бугрова 15.01.1941 г, приговорена 15.01.1941 г. народным судом города Казань//подвергнута 01.07.1941 г. Особым совещанием при НКВД СССР за «антисоветскую религиозную пропаганду, дискредитирующую партию и правительство» (статьи 58 пункт 10-2 и 58 пункт 11 УК РСФСР) к 5 годам лишения свободы, начало срока - 15.01.1941 г., конец срока - 15.01.1946 г., прибыла в Вятлаг 09.05.1942 г. из Горького (Нижний Новгород)
СКОНЧАЛАСЬ 09.11.1942 г., 4 лагпункт («сангородок»), поселок Полевой-2, реабилитирована 18.10.1956 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Бугрова Мария Гавриловна (1886)



  • Дата рождения: 1886 г.
  • Место рождения: с. Столбище
  • Пол: женщина
  • Национальность: русская
  • Профессия / место работы: швея-ручница.
  • Место проживания: г. Казань

Мера пресечения: арестована
  • Дата ареста: 15 января 1941 г.
  • Обвинение: а/с, религиозная пропаганда, дискредитация партии и правительства
  • Осуждение: 1 июля 1941 г.
  • Осудивший орган: Особое Совещание НКВД СССР
  • Статья: 58, п. 10 ч.2, 58, п. 11
  • Приговор: 5 лет ИТЛ.
  • Дата реабилитации: 18 октября 1956 г.

Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Республики Татарстан


Бугрова Мария Гавриловна

 (1886,с.Столбище--,1941) русская, швея-ручница., жительница: г.Казань. Арест: 1941.01.15 Арестована. Осужд. 1941.07.01 Особое совещание НКВД СССР. Обв. по ст. 58-10 ч.2, 58-11. (<а/с, религиозная пропаганда, дискредитация партии и правительства>) Приговор: 5 лет ИТЛ. Реаб. 1956.10.18, основание: Реабилитирована [Книга памяти Республики Татарстан]


СТОЛБИЩЕ (Столбищи)

Год
1782
1859
1897
1908
1920
1926
1949
Население, чел.
236
душ
мужского
пола
849
1 347
1 475
1 332
1 751
1 176
Год
1958
1970
1979
1989
1997
2002
2008
Население, чел.
1 740
2 445
2 626
2 872русские - 77%
3 134
3 641татары - 31%русские - 66%
3 839
  • Культура, образование, медицина, религия и история:
    • Средняя школа
    • Дом культуры
    • Церковь
    • XVШ - Первая половина XIX века:
      • жители первоначально принадлежали Казанскому архиерейскому дому
        • 1764 год - были переведены в разряд экономических
        • позже - были переведены в разряд государственных крестьян
      • занимались - земледелием, разведением скота, пчеловодством, мукомольным и кузнечным промыслами
    • Начало ХХ века:
      • волостное правление
      • этапный дом
      • церковь во имя святителя Гурия - была построена в 1825 году
      • земская школа - открыта в 1869 году на базе сельской приходской школы, существовавшей с 1843 года
      • фельдшерский пункт
      • две кузницы
      • крахмальный завод
      • мельницы - десять ветряных и две с нефтяными двигателями
      • конно-почтовая станция
      • две пивные лавки
      • казённая винная лавка
      • восемь мелочных лавок
    • 1523-53 годы - на территории села находилось селение Кирбр, преданное огню и подалось в разные края, больше всего на Восток – в Башкирию и Закамье
    • Вот что нам поведала жительница села Уланова Татьяна Ивановна, которая родилась в Столбищах в 1917 году:
      «
      До революции в Столбищах было всего три улицы, ныне – Советская, Кооперативная и Красная. На месте современной аптеки была маленькая лавка, которая не могла удовлетворить потребности населения. На месте магазина «Лайша» была пошивочная, где шили верхнюю одежду. На месте дома Волковых (за сельсоветом) была пекарня, где хлеб выпекали караваями. На месте дома Клюевых располагалась заготовительная контора.
      Население обкладывалось налогом, с каждого хозяина: 40 кг мяса, 100 штук яиц, 300 л молока, шерсть с овец - всё шло в казну, хотя у каждой семьи было своё хозяйство, выплачивать налоги было нелегко: зачастую семьи были не малые, а многие главы семейств не вернулись с фронтов 
      Первой мировой войны.
      Не было водопровода, пили 
      озёрную воду. Зимой вырубались проруби на определенном расстоянии для разных нужд: черпальный – для питья самих жителей, полотной – для полоскания белья и конный – оттуда поили лошадей.
      Обучение на селе было поставлено плохо, была только начальная 
      школа – 4 класса. На месте нынешнего магазина «Универсам» находился большой попов дом. В 1928 году батюшку посадили в тюрьму, в его доме разместилась школа. В 1936 году на месте нынешнего школьного гаража было построено двухэтажное деревянное здание школы. Отопление было дровяное, топили не только днём, но и ночью, в помещениях было холодно. Поэтому в 1974 году было построено кирпичное здание школы. От четырехлетнего образования перешли к семилетнему, а позже и к десятилетнему образованию.
      В праздники Ильин и Петров день не работали. После революции при колхозе в помещении церкви был 
      клуб, где показывали кино, концерты, вход стоил 20…30 копеек, что для многих было очень дорого.
      С 1938 по 1959 год Столбище было 
      районным центром. В здании больницы на втором этаже располагался райком, а на первом – райисполком, а так же милиция, суд, прокуратура.
      Был свой военкомат. В 1937-38 годах по военной части работал Уразаев Егор, который ставил призывников на учёт.
      Сначала старое здание больницы находилось на месте дома старосты. На 
      селе был один врач. Позже здание больницы перенесли на место старой почты, врачом был Володин Антон Васильевич.
      Лесное хозяйство было расположено за 
      Ковалёвским озером, через которое был наведен деревянный мостик. Рубить лес не разрешалось, за этим строго следил лесник. В 1930 году Ковалевский лес жители сажали своими руками».
  • Сельское хозяйство:
    • Начало ХХ века: земельный надел сельской общины - 2 711,7 десятины
    • Коллективизация:
    • Полеводство
  • Промышленность:
    • Молокозавод
    • Опытно-производственное хозяйство «Столбищенское»
    • Завод Таткабель
%%%
Из истории села Столбище. 
   Столбище, село в Лаишевском районе, близ озера Ковалевское, в 17 км к югу-востоку от железнодорожной станции Казань. В  1989 – 2872 жителя, в том числе русских – 77%. На 1997 – 3134 жителя. Средняя школа. Полеводство, молокозавод, основано во второй половине 16 века, в 1938 – 59- центр Столбищенского района.
(из Татарского энциклопедического словаря, 1999 г.)
   С 1523 года на территории села Столбище находилось население Кирбр, в 1953 году преданное огню. Население подалось в разные края, больше всего на Восток – в Башкирию и Закамье. С 1660 по 1767 год село называлось Гуревка, по церковному приходу святого Гурия. В связи с возникновением Оренбургского тракта в этих местах побывала Екатерина 2, которая нарекла местечко Столбищами.
   В 1774 году при въезде в деревню был поставлен позорный черный столб за «разбой» и участие в пугачевском восстании.
   Вот что нам поведала жительница нашего села Уланова Татьяна Ивановна, которая родилась в Столбищах в 1917 году:
   «До революции в Столбищах было всего три улицы, ныне – Советская, Кооперативная и Красная.
   На месте современной аптеки была маленькая лавка, которая не могла удовлетворить потребности населения.
   На месте магазина «Лайша» была пошивочная, где шили верхнюю одежду.
   На месте дома Волковых (за сельсоветом) была пекарня, где хлеб выпекали караваями.
   На месте дома Клюевых располагалась заготовительная контора. Население обкладывалось налогом, с каждого хозяина: 40 кг мяса, 100 штук яиц, 300 л молока, шерсть с овец -  все шло в казну, хотя у каждой семьи было свое хозяйство, выплачивать налоги было нелегко: зачастую семьи были не малые, а многие главы семейств не вернулись с фронта.
   Не было водопровода, пили озерную воду. Зимой вырубались проруби на  определенном расстоянии для разных нужд: черпальный – для питья самих жителей,  полотной – для полоскания белья и конный – оттуда поили лошадей.
   Обучение на селе было поставлено плохо, была только начальная школа – 4 класса. На месте нынешнего магазина «Универсам» находился большой попов дом. В 1928 году батюшку посадили в тюрьму, в его доме разместилась школа. В 1936 году на месте нынешнего школьного гаража было построено двухэтажное деревянное здание школы. Отопление было дровяное, топили не только днем, но и ночью, в помещениях было холодно. Поэтому  в 1974 году было построено кирпичное здание школы. От четырехлетнего образования перешли к семилетнему, а позже и к десятилетнему образованию.
   В праздники Ильин и Петров  день не работали. После революции при колхозе  в помещении церкви был клуб,  где показывали кино, концерты,  вход стоил 20-30 копеек, что для многих было очень дорого.
   С 1938 по 1959 год Столбище было районным центром. В здании больницы на втором этаже располагался райком, а на первом – райисполком, а так же милиция, суд, прокуратура.
   Был свой военкомат. В 1937 – 1938 годах по военной части работал Уразаев Егор, который ставил призывников на учет в армию.
   Сначала старое здание больницы находилось на месте дома старости. На селе был один врач. Позже здание больницы перенесли на место старой почты, врачом был Володин Антон Васильевич.
   Лесное хозяйство было расположено за Ковалевским озером, через которое был наведен деревянный мостик. Рубить лес не разрешалось, за этим строго следит лесник. В 1930 году Ковалевский лес жители сажали своими руками».
Последнее обновление: 23 января 2020, 18:57
%%%



%%%

Столбищи
http://www.stlbchurch.ru/story/



История

История поселения начинается с XVI века, до 1619 года селение принадлежало князю Ивану Тургеневу, а в 1691 году было передано архиерейскому дому. которое к этому времени состояло из 8 дворов в Столбищах и 10 дворов в деревне Четове которая была основана в 1557 году и к концу 18 века слилась со Столбищами.
К 1770 году численность крестьян мужского полу достигла 236 человек. Первая церковь в честь первых Казанских святителей Гурия Германа и Варсонофия была деревянной построена в первой половине 18 века.
Также в с.Столбище находилась вторая церковь во имя св.великомученицы Параскевы (именуемой Пятницы ) деревянная без пределов. Дата постройки неизвестна.
Позднее к 1825 году была построена каменная церковь с престолом в честь Казанских святителей Гурия Германа и Варсонофия. Деревянная церковь во имя св. великомученицы Параскевы к этому времени ещё существовала. К 1845 году вид церкви изменился, был пристроен предел во имя св. великомученицы Параскевы. Таким образом церковь была разделена на зимнюю и летнюю; в летней иконостас пятиярусный с древней живописью, в зимней, в пределе расположенном с левой стороны двухъярусный. Земли при церкви вместе с церковным погостом сосстояло 3150 квадратных саженей. ( 1912 г. )
В селе Усады располагалась деревянная приписная часовня во имя св. мучеников Флора и Лавра крытая железом с деревянной оградой вокруг. Так случилось что в январе 1930 года по селу прокатилась волна репрессий, причиной тому послужили срыв антирелигиозного диспута, противостояние большей части сельчан снятию колоколов и закрытию церкви, а также нежелание вступать в колхоз. Как результат по одному только делу проходят 44 человека, в числе которых настоятель, члены приходского совета, активные прихожане. После ареста в на родную землю вернулись немногие.
В 1930 году храм закрыли. Началось варварское разрушение святыни. В начале пытались брать кирпич для строительства, затем храм становился то подсобным помещением для хранения шерсти, то зерноскладом, то винным магазином, то магазином промтоваров. До основания были разрушены купольные своды центральной части храма. На месте центрального алтаря выросла водонапорная башня, в результате из-за протекания воды кирпичная кладка алтаря была разморожена и пришла в полную негодность. Один из боковых алтарей был превращён в банкетный зал. Божественные службы сменились пьяными вакханалиями.
Осенью 1999 года начато восстановление православной церкви. До основания пришлось разбирать не действующую водонапорную башню и заново возводить алтарь, возводить купольные своды, менять планировку внутри церкви, разбирать ненужные перегородки и многое -многое другое. Начиная с 1999 года в храме возобновлены регулярные богослужения, именно с этого времени храм получил вторую жизнь и начал восстанавливаться.




Комментариев нет:

Отправить комментарий