Страницы

пятница, 3 апреля 2020 г.

+ 18.10.1938 иерей Иоанн ОСТАПЕНКО (Украина — ОЛП-01, Вятлаг)

[3603, ОЛП-1, ОСТАПЕНКО Иван Игнатович, 55 лет: 1883 - 18.10.1938]
В Вятский ИТЛ (Вятлаг) НКВД СССР прибыл 12.02.1938 года из тюрьмы г. Киев.
Находился в лагпунктах Комендантский, №№ 5, 6, 1 Вятлага.
Умер 18.10.1938 года в изоляторе лагпункта № 1 Вятлага. Смерть последовала от крайнего истощения сердечной мышцы, а также общего истощения на почве туберкулёза лёгких. Погребён 23.10.1938 года на кладбище Сангородка лагпункта № 1 Вятлага.

Описание личности: рост - ниже среднего, худощавый, черноволосый, глаза - карие, нос - прямой.

Семья:
-жена Анастасия, 56 лет;
-дети: Владимир, 33 года; Ольга, 31 год; Валериан, 28 лет; Нина, 26 лет.

[АРЕСТ Украина, Житомирская область, город Радомышль, хутор Кевлич
РОЖДЕНИЕ в селе Борщево Радомышльского района Житомирской области (Украина)]

Украинец, из духовенства (из «служителей культа»)(из крестьян?). Образование - среднее. Специальное образование - учительская семинария, учитель. Социальное положение -крестьянин-единоличник, бедняк. Служитель религиозного культа (так в документе). В прошлом не судим. Место работы: священник с. Вильня Брусиловского района Житомирской области (1934-1935г.г.), сезонный рабочий г. Радомышль (1936-1937г.г.), строительство школы. Арестован 21.10.1937 г., приговорен 17.11.1937 г. тройкой при УНКВД по Житомирской области по статье 54 пункт 10 УК Украинской ССР (статья 58 пункт 10 УК РСФСР) к 8 годам лишения свободы в ИТЛ, начало срока - 21.10.1937 г., конец срока - 21.10.1945 г., прибыл в Вятлаг 12.02.1938 г. из Киева (Украина)
СКОНЧАЛСЯ через восемь месяцев - 19.10.1938 г., 1 лагпункт, поселок Рудничный

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Болячів[2]село в Украине, в Брусиловском районе Житомирской области. Население составляет 169 человек. По древним преданиям, название села «Болячів» происходит от слова «больно». После сожжения великого города Романова часть его жителей отыскали место, где можно было бы жить, и основали село. Больно им было на душе, поэтому и назвали его Болячів[3].

География[править. | ред. код]

Географические координаты села Болячів: 50°12' сев. ш. 29°21' вост. д. Часовой поясUTC+2, с переходом на летнее время UTC+3. Общая площадь — 105 га[4]. Протяженность с севера на юг — 2,4 км, с востока на запад — 1 км. Село, подчинено Водотиївській сельском совете, расположено в 14 км на юго-запад от районного центра, в 22 км от железнодорожной станции Скочище и за 24 км от автодороги М06 (КиевЧоп). Через село Болячів протекает река Здвиж.

История[править. | ред. код]

Первое письменное упоминание датировано 1581 годом в раздельном акте помещиков Тишина-Биковських.
В селе сохранилась деревянная Петропавловская церковь конца 19-начала 20 века. На начало 20 века. в селе было два храма. Украшением Болячева была трехъярусная церковь Рождества Христова, построенная в 1794 году (вместо сгоревшей в 1789 году церкви 1736 года). Церковь 1794 г. снесли в середине 20 века, а Петропавловская церковь потеряла верхом, но сохранилась. Она украшена изысканным резным декором в "епархиальном" стиле, требует немедленного ремонта и реставрации.
До 28 июля 2016 года село принадлежало к Водотиївської сельского совета Брусиловского района Житомирской области.
%%%


Храмы села Болячів

Опубликовано Иван Быков в 17 Январь 2015


Брусиловский район Житомирской области очень беден на памятники старины. Здесь вовсю "потрудились" советская власть, которая уничтожила десятки прекрасных храмов и несколько имений. Но, все же, кое-что ценное здесь сохранилось, спрятавшись в маленьких селах болотистой низины реки Здвиж ...
Село Болячів расположено в речушки Водотиї, за 12 км на юго-запад от районного центра. Сюда ведут только грунтовые дороги, а в селе живут (или выживают?) не больше 150 жителей ... Но, так было не всегда. В начале 20 века Болячів был процветающим селом с двумя храмами .. Один из этих храмов уцелел и дожил до наших дней ...
Итак, с 1648 до середины 1770-х гг. Болячів входил в состав Паволоцкого казацкого полка. В 1675 году войско Михаила Радзивилла захватило город Паволоч (
ныне - село Попельнянского р-на Житомирской обл.- авт.). Тогда Болячів и окрестные земли присоединили к Киевского воеводства Речи Посполитой. В 1685-1709 годах знаменитый Семен Палий временно возобновил Паволочскій полк. С 1793 года Брусілівщіна вошла в состав Российской империи. Началось закрепощение крестьян и насаждения "русского мира". Село вошло в состав Радомисльського уезда Киевской губернии ... Подробное описание населенного пункта оставил Л. Похилевич в книге "Сказания о населенных местностях Киевской губернии" 1864 года:

"Село Болячев при рэке Здвиже в 6-ти верстах от Водотыя. Жителей обоего пола православных 423 и римских католиков 8; земли 2344 десятины... Село основано, по преданию, по разорении города Романова, бежавшими оттуда жителями, которые в в печальных воспоминаниях о плодородии прежних мест, в сравнении с болотистой местностью нового, назвали эго Болячевым....Принадлежит Карлу Стефановичу Дыминскому (лат. испов.) В 1737 году Болячев принадлежал Иакову Ерличу - казначею Смоленскому. В визитах 1741 и 1746 года (Паволоцкого деканата) в церкви Болячевской говорится, что она во имя Собора Пресвятой Богородицы, о трех главах, построена 1736 года, с колокольней над бабинцем, на которой было три чугунных колокола, а четвертый спижовый, перевезенный из Быковской церкви (соседнее село Брусиловского р-на - авт.)...Нынешняя церковь деревянная, во имя Рождества Христова, построена 1794 года, по штатам причислена к 7-му классу; земли имеет 35 десятин. Кроме села Болячева к ней причислена деревня Покрышева (нынешнее село Покришів - авт.) ".

Упомянутое Похилевичем город Романов - это нынешнее село Романовка Попельнянского р-на Житомирской области, что лежит в 30 км. на юг от Болячева. В 1616 году Романов был полностью уничтожен в результате татарского набега. Видимо, этим временем и следует датировать возникновение села Болячів. Хотя, первое упоминание о местности с таким названием встречается еще раньше -в 1581 году.

Согласно данных Л. Похилевича, первый храм в Болячеві  появился в 1736 году. А в 1789 г он сгорел ... Второй храм - деревянную церковь Рождества Христова построили в 1794 году, сразу после освобождения от польско- шляхетского гнета. Тогда еще не действовали позорные указы российского правительства о запрете строительства храмов "в малороссийском стиле". Поэтому церковь Рождества Христова получилась удивительно красивой и гармоничной. Трьохчастний  храм с тремя стройными двухзаломними куполами и расположенной отдельно двухъярусной  колокольней. Совершенные пропорции ставят эту церковь в ряд шедевров украинского народного зодчества (!). Недаром, профессор Г. Павлуцкий еще в 1905 году включил фото храма в свой труд "Деревянные и каменные храмы" - первую книгу об украинской архитектуре. К сожалению, прекрасную церковь разрушили коммунисты - варвары 20 века ...

        В начале 20 века в центре Болячева построили еще один деревянный храм - Петропавловскую (по другим данным - Покровская) церковь.  
Долгое время село украшали два храма ... Для меня стало настоящим открытием, то, что Петропавловская церковь уцелела. Она совершенно неизвестна общественности. Здание, похожее на церковь, я увидел на космознимку села и поехал проверить. Коммунисты снесли верхом болячівської церкви, но сам храм сохранился. Почти заброшенный, он стоит на центральной улице села. Петропавловская церковь крещатая, пятичастна, на фундаменте из бутового камня. Построена в т. зв. "епархиальном" стиле. Имеет три входа - главный и боковые. Алтарный сруб гранчатий, с пристроенными паламаркою и ризницей. Купол и верхние ярусы колокольни не сохранились. Главная украшение болячівського храма - его внешний декор. Можно утверждать, что этот провинциальный храм обладает самым живописным резным декором на территории всей Житомирщины .. Особенно красивые оконные наличники с затейливой резьбой. Горизонтальную шалевку срубов завершает широкий пояс из резных дощечек. В орнамент вплетены стилизованные изображения крестиков. Все грани и фронтоны здания украшены резьбой. Под кровлей середхресття идет навесной карниз сложного рисунка. Над крыльцом главного входа сохранилось хрещатом окно, сейчас частично зашито ... Покрытие кровли - старый шифер и жесть. Петропавловская церковь находится в напівзанедбаному , аварийном состоянии. Внутрь попасть не удалось - священник приезжает только на большие праздники откуда-то издалека. Храм давно не ремонтировался. Под воздействием влаги подгнивают углы срубов, нижние венцы и обналичник. Фундамент и боковые входы заросли мхом. Много лет назад церковь покрасили голубой краской. Но краски на восточную часть здания не хватило.... Крыльцо главного входа демонтирован и только иконка Петра и Павла, прибитая над дверью, напоминает, что церковь действующая ... Рядом с храмом - памятник на братской могилі 26- и советских воинов, установлен в 1957 году 


Петропавловская церковь в Болячеві украшена богатым и оригинальным резным декором. Такое сложное  и утонченное  резьбы я встречал, пожалуй, только в храме Параскевы Пятницы в сек. Олейникова Слобода Киевской области, который построен в 1910 году. Кроме того, объемно - планировочные решения церквей в Болячеві и Олийныку Слободе очень  похожи.  
Возможно, оба храма построены по проектам одного и того же талантливого архитектора начала 20 века. Церковь в Болячеві - ценный памятник украинской деревянной архитектуры эпохи историзма. Она нуждается в скорейшей грамотной реставрации с восстановлением утраченных куполов, а также - внесение  в реестр памятников архитектуры Украины.
Текст и фото - архитектор Иван Быков ( часть книги "Архитектурные сокровища Киевщины ")

%%%
Борщо́в (укр. Борщів) — село на Украине, основано в 1606 году, находится в Радомышльском районе Житомирской области.
Код КОАТУУ — 1825080601. Население по переписи 2001 года составляет 918 человек.


%%%
краевед Александр Пирогов; он не только поделился ценной информацией, но и ознакомил меня со своим архивом и позволил впервые опубликовать «оперативку» начальника райотдела НКВД Виноградова под грифом «Совершенно секретно»: «Справка-характеристика Радомышльского района Житомирской области по состоянию на 25 марта 1945 г.», что вышла в пятом томе документов и материалов о национально-освободительное движение «Украинский сдвиг: Приднепровье. 1941-1955» под редакцией директора Центра украиноведения, профессора КНУ им. Т.Шевченко Владимира Сергийчука.


СПРАВКА-ХАРАКТЕРИСТИКА
Радомышельского района Житомирской области
по состоянию на 25.III.45 г.

Радомышельский район находится от областного центра гор. Житомира на расстоянии 65-70 клм., в котором имеется: сельсоветов - 32 и один горсовет, состоящих из 58 населенных пунктов с общим количеством населения - 39300 человек и 11689 дворов, куда входят и дома гор. Радомышль.
Колхозов - 49, из них: 2 - промколхоза (с. Котовка и с. Раивка), машино-тракторных станций - 2 с общим количеством тракторов - 37 шт., одна из них находится в райцентре, вторая в сек. Вышевичи, на расстоянии 20 клм. вот райцентра.
Район на 40 % расположен в лесной части, общая площадь леса - 18309 гектаров. Имеется один леспромхоз, расположен в предместьи города (х. Рудня).
Район имеет следующие предприятия: стекольный завод (с. Белая Крыница), в райцентре имеется пивоваренный завод, мебельная фабрика, суконная фабрика, завод Сельмаш имени Сталина, кожевенный завод (не механизированный), госмельница и 16 водяных мельниц в селах района, промкомбинат, пищекомбинат, две торфяных разработки - расположены в сек. Котовка и с. Забелочье и одна электростанция.
Из заготовительных организаций имеется: Заготзерно, Заготскот, Заготлен, пункт "Плодоовощь" и Райпотребсоюз.
В районе имеется 42 школы, из них: средних - 5, неполно-средних - 17, начальных - 20, школа колхозных бухгалтеров (областного значения) и 1 райбольница, клубов - 15, изб-чителен - 12, и один гос. кино-театр в районном центре на 500 мест, один детдом (расположен в с. Вышевичи).
Через территорию района протекает река Тетерев и Мыка и проходит асфальтобетонная дорога Киев-Житомир через сек. Кочеров - 18 клм. вот райцентра.
В основном Радомышельский район - сельско-хозяйственный. Посевная площадь - 40803 га и лугов - 8000 га, производящий следующие сельхоз-культуры: картофель, лен, хмель, рожь, пшеница и другие сельско-хозяйственные культуры.
В районе имеется следующие культы: церкви в селах района - 9; польский костел - 1 (с. Крымок).
Политическая характеристика сэл сайона
1. Радомышль - город: состоит из трех населенных пунктов. Общее количество населения 6904 человека и 1393 двора. Население в основном украинское.
Огород Радомышль в период гражданской войны являлся убежищем всякого бандитизма, где имели моральную и материальную поддержку. Большая часть населения, особенно интеллигенция, принимала участие в "Просвите", поддерживала Петлюру. В связи с наличием в городе деклассированного элемента, последний поддавался всяким провокационным слухам. Быстро подхватывали таковые.
За годы Советской власти, т.е. в 1941 г., в городе были вскрыты всякие контрреволюционные группы, как-то группа "ПОВ", "Сионистическая группа" и "Украинская националистическая группа". Последние в 1936-37 гг. были вскрыты и реализованы.
В период немецкой оккупации часть населения симпатизировала немцам, а особенно отмечено среди интеллигенции, т.е. учительского персонала. Небольшая часть украинцев с приходом немцев вступала в карательные органы, которые вели активное участие в арестах и расстрелах советско-партийного актива. Особенно себя активно проявили: бывший агроном Вышевичской АТС - Лоскач, бывший член ВКП(б), ушедший с немцами, Лисовицкий Григорий Васильевич - бывший учитель, уехавший с немцами, Петерс - бывший бригадир колхоза им. Близнеца, местный немец, одного сына отдал заместителем начальника жандармерии и двух сыновей отдал добровольцами в немецкую армию, выехал с немцами. Немецкое население в основном поддерживало немцев, с отходом немецких властей выехало с последними. В данное время в городе выявленных 11 семей немцев. Часть украинского населения с приходом немцев оформлялся в так называемые "фолькс-дойчи", т.е. инородные немцы.
В городе за счет интеллигенции была создана организация "ОУН" под руководством некого западника Степь. Последняя была немецкими властями вскрыта и участники ее были арестованы. В данное время из участников некого нет, т.е. выехали и арестованы.
Население города к партизанскому движению отчасти относилась хорошо, кое-где имелись участники в партизанских отрядах, была одна подпольная антифашистская комсомольская организация, возглавляемая Лагутенко. В данное время работает председателем горсовета.
В городе Радомышле немецкими оккупационными властями были нанесены следующие разрушения и ущербы: сожжено домов - 142, отчасти суконная фабрика, завод Сельмаш ым. Сталина, маслозавод, мост через реку Тетерев, мост через реку Мыка, пивоваренный завод, ш - 2, пионер-дворец - 1, детсад - 1, военный городок 8-го арт. полка, гостиница, аптека, водопроводная башня. Сожжено хлеба разных культур - 360 цнт., отправлено в Германию хлеба - 922 цнт., отправлено скота в Германию: лошадей - 50 штук, коров - 327 шт., молодняка - 9 шт. и птиц - 1829 шт. Расстреляно людей: взрослых - 2100 человек и детей - 1000. В основном расстреляно из еврейского населения. Отправлено людей на каторжные работы - 148 человек и добровольно выехало - 8 человек.
В данное время в городе в основном восстановлены: пивзавод, маслозавод и завод Сельмаш ым. Сталина. Население в данное время в большинстве к Советской власти относится лояльно.


              1. Борщевский сельсовет: находится в 8 клм. вот райцентра в степной части, состоящий из одного населенного пункта, с общим количеством населения - 1617 человек и 470 дворов. Население в основном украинское.
                В прошлом, во время Петлюровщины население принимало участие в петлюровских бандах и оказывало материальную помощь последним. Во время оперирования банды Соколовского также население поддерживало указанную банду.
                Во время коллективизации - среди населения повстанческие и волыночные тенденции. В 1936-37 гг. участники банд Соколовского и Петлюры были репрессированы. Село в основном было кулацкое.
                В период немецкой оккупации большинство населения относилось к немцам добролюбно. Часть населения с приходом немцев, в особенности из кулацкой прослойки, поступила на службу в немецкие учреждения и полицию. В селе было организовано помещичье имение. Руководил последним кулак Соломаха - умер в 1944 г. Соломаха и ряд других были активными помощниками немцев, которые выдавали большое количество советско-партийного актива жандармерии.
                К партизанскому движению население относилось недобролюбно. Участников в партизанском отряде в селе было 2 человека.
                В Борщевском сельсовете немецкими оккупантами нанесены следующие разрушения и ущербы: сожжено - 12 домов, хлеба разных культур - 212 цнт., отправлено в Германию: лошадей - 166, корова - 183, овец - 406, молодняка - 291 шт. Расстреляно людей - 5 человек и отправлено на каторжные работы в Германию - 47 человек.
                В данное время население к колхозному строю относится не плохо. Политкомпании выполняют удовлетворительно.
                В селе процветает сектантские и баптистские группы, которые ставят своей задачей на переход на единоличное хозяйство.




Имя с древним корнем


В середине XIX века вблизи уездного города Радомисля появилось новое поселение, получившее название хутора Кевлича, указывая на фамилию своего первого поселенца, то есть основателя, ведь обычно хутора получали свое название именно на таких принципах.
Фамилия это имеет давние и аристократические корни, притом пускались они в древности и на наших полесских территории. Современный исследователь украинских шляхетских родов Евгений Чернецкий отмечает, что Кевличі фигурируют в королевских привилегиях еще 1368, 1438, 1573, 1660 гг., и принадлежали они к герба Лелива.



В польской транскрипции это имя подается как «Кієвліч» (Kiewlicz), указывая якобы на происхождение носителя из Киева или Киевщины. Зато польские источники толкуют его как выходца из Литвы. И здесь есть интересная деталь: первые три согласные буквы фамилии образуют аббревиатуру КВЛ, что вполне логично может расшифровываться как Великое Княжество Литовское. Однако, прибегали в подобных шифровок в те времена, представляется сомнительным.
Называя известных представителей рода, в исторических источниках часто приводят запись об объявлении завещания князя Михаила Чарторыйского от 1582 года, где среди свидетелей назван «господина доброго» Ивашка Кевлича, который входил в княжеского совета. Впрочем оппоненты утверждают, что в Архиве Юго-Западной Руси, в котором опубликован этот документ, допущена ошибка, потому что на самом деле приведенный господин Ивашко был Ієвливичем.
Поскольку несомненный Криштоф с фамилии Кевлич вошел в исторических анналов учитывая его участие 16 декабря 1596 года в альтернативном дезунійному Брестском соборе, в котором приняли участие епископы и миряне, что не согласились на провозглашенную днем раньше и также в Бресте унию украинской православной церкви с католической.
В начале XVII века К.Кевлич фигурирует в ряде актовых записей, связанных с залогом землевладений. Польский историк Генрик Литвин называет его «своеобразным магнатом», что был таким себе «донором наличных» для тогдашних власть имущих, которые обращались к нему за финансовыми займами, закладывая взамен собственные владения. Известно, что в 1618 году свои дідичні вепринські владение заставили Криштоф Кевличу Лукаш и София Сапеги. Этот заемщик держал также в залоге две крупные волости – Горностайпільську и Ружинську – и несколько меньших имений.
Под 1628 годом во владениях Николая и Ивана Кевличів с ветки Бражинських находились Слепчицы и Корчівка современного Черняховского района. С Кевличів-Бражинських происходила жена Г.Шишка-Ставецького Маруша, что унаследовала часть Білокоровичів.
Упоминается в украинской историографии также наказной казачий полковник Станислав Кевлич. В пору восстание Семена Палия он действовал под руководством полковника войска запорожского Василия Искрицкой. Его полк орудовал в частности на полесских просторах, сдерживая здесь продвижение фастівських мятежников. В одном из задокументированных приказов наместника овручского от февраля 1694 года Кевличу приписывалось двинуться в Черняхов до полковника Искры. А еще летом того же года полковник Кевлич совершил разбой (по крайней мере так это представлено в тогдашних судебных исках) в имениях Немиричей на Олевщині.
В XVIII веке потомки Кевличів, как и многих других до тех пор могущественных родов, «растворились» среди мелкой шляхты.
После Третьего раздела Польши и захват Правобережной Украины Российской империей Кевличі взялись за восстановление и легитимизацию своих давних шляхетско-дворянских вольностей. На Радомишльщині многие из них в конце XVIII – начале XIX находились в собственности брусиловского обладателя Т.Чацкого, мартиновицького – Я.Стецкого, а потом значились Радомисльськими мещанами, которые зафиксированы в частности реестрами Радомисля 1834 года. Потомки одной из здешних веток Кевличів-Яковецьких стали притом Яковенками.
После польского восстания 1831-32 гг., в котором принял участие тогдашний владелец мартиновицького имении Станислав Стецкий, его владения были конфискованы в казну. Тамошние крестьяне получили государственный статус с введением волостного и сельского самоуправления. В созданном сельском Обществе в Варовичах писарем общины (по современному – секретарем) стал Мартин Кевлич – отставной унтер-офицер, что в гражданской служебной иерархии имел чин феєрверкера. На его благородное происхождение красноречиво указывало то, что крестными родителями детей супругов Кевличів находились лица дворянского, духовного звания.
Впрочем судьба и самого писаря, и его потомков оказалась печальной и тернистой.
19 марта 1851 года в один день уходят из жизни 47-летний Мартин Кевлич, что был смертельно поражен туберкулезом, и его однолетний сын Климент.
Семью умершего феєрверкера между тем обеспечили государственной поддержкой. Вдова Фекла вместе с двумя сыновьями – трехлетним Павлом и шестилетним Яковом – переехала к уездному Радомисля, где им на городской окраине вдоль лесной дороги на Березці предоставили земельный надел, на котором вскоре образовался хутор. Павла, к тому же, было взято под опеку как Киевского военного кантоніста. Однако через два года мальчик внезапно умер.
Единственным утешением и поддержкой для тоскующей матери остался Иаков, что остался единственным отпрыском, и мужем в семье.
В 1863-м двадцатилетний парень женился на дворянке Елене Войцеховской, с которой продолжил таки род Кевличів. Через два года у супругов родился сын, которого нарекли Петром.
В «Списке населенных мест Киевской губернии» 1866 года на хуторе Кевлич у Радомисля определены 6 дворов, в которых учтен 31 житель (16 мужчин и 15 женщин), из них – 25 украинцев и 6 поляков. Указано также, что хутор расположен на городской земле, принадлежащей владельцу – Кевличу, который исповедует православие.
Интересно, что в метрической книге Радомисльської Свято-Троицкой церкви 1865 г. жителем хутора Кевлич записан Никодим Гарбар, что впоследствии станет на русский лад Гарбаровим и будет многолетним городским головой Радомисля, обустроив собственный хутор и со своим наименованием на расположенной неподалеку другой окраине города.
По переписи 1897 года в Кевличі было учтено 11 дворовых мест, принадлежащих Дудевичам, Семеновым, Шевченкам, Афанчукам, Римаренкам, Борцехівським и Кевличам. Проживало здесь 72 жители (33 чел., 39 жен.).
Приводится в этом реестре и семья Петра Яковлевича Кевлича. В его домовладении, что по свидетельствам старожилов располагалось сразу за местом бывшей гончарные, записано 8 жителей: конечно, сам владелец и его жена Александра Ивановна, четверо их детей – дочери Ольга, Надежда, Лидия и сын Константин. Вместе с ними проживала мать хозяина Елена Антоновна с ее сыном во втором браке Даниилом Зиневичем.
Поскольку офіційного перечня административно-территориальных единиц хутор Кевлич длительное время не заносили, считая его частью Радомисля-Радомышль. Однако именно как хутор подается эта городская окраина в статистических сводках, в различного рода избирательных списках.
В отчете городского совета за 1934 год указано, что хутора Кевлич и Сухарка занимают территорию в 79,05 гектара.
В то же время с годами первоначальное название хутора в просторечии, а иногда и в официальных источниках время переінакшувалась на Ковліч, а то и Кельвич или еще что-то подобное.
В конце как населенный пункт Радомишльської горсовета хутор Кевлич вошел в официальных административно-территориальных реестров с 1941 года, обозначен он и на тогдашней немецкой карте.
В декабре 1943-го стал Кевлич полигоном ожесточенных боев между советскими и гитлеровскими войсками. Хутор точно фигурирует в военных сводках, регистрах боевых потерь, наградных документах. Здесь тогда, в частности, получил свое боевое крещение известный государственный деятель Федор Моргун. В его памяти прочно запечатлелся бой, во время которого загорелась хата Рымаренко, где отогревались красноармейцы. Увидев пожар, несмотря на смертельную опасность от шквальных вражеских обстрелов бойцы бросились спасать семью из горящего дома. Удивительно солидарно восприняли их порыв и гитлеровцы, что враз прекратили огонь.
А жизнь и быт послевоенного Кевлича колоритно описал в своей книге «Повоєння. Воспоминания киевлянина» известный киевовед, доброй памяти Дмитрий Малаков. В те годы семья Малаковых несколько раз приезжала сюда на отдых.
«На хуторе насчитывалось где-то с десятка полтора усадеб, которые шли вдоль забрукованої дороги, которая бежала от шоссе край леса, – рассказывает Д.Малаков. – Огородами дома выходили на широкие пойменные сенокосы. Местные хуторяне делали преимущественно в лесхозе, где ухаживали за лесом и работали на смолокурні, а жили, понятное дело, с собственного огорода и даров леса. Под последними понимались не столько грибы и ягоды, сколько хворост, что шел на дрова».
Георгий, старший брат Дмитрия, той поры как раз начинал свой профессиональный художественный путь, поэтому в его творческом наследии осталось немало рисунков, сделанных с натуры в Кевличі и вокруг него.


Улочка на хуторе Кевлич. 1952 г.


Хата на хуторе Кевлич зимой. 1953 г.

Рисунки Г.Малакова.

В 1953 году, когда накрыла Радомышль вторая (после 1919 года) волна «коммунизации» местных топонимов, горисполком переименовал хутор Кевлич на ... улицу Пархоменко, явив очередной пример переиначивание не только названий, что в конце вполне законно, но и градостроительного понятия: хутор как населенный пункт переименован на градообразующий элемент – улицу. К слову, есть в Радомышле и современные подобные и не менее странные образцы преобразования на улице переулков, хотя по своей сути они таки остались переулками.
Впрочем, в 1960-м уже вполне в соответствии с законодательными нормами, решением Житомирского облисполкома хутор Кевлич было снято из административно-территориального учета и включено в границы Радомышля.
А вернулась эта историческая название к города в ходе декоммунизации уличных топонимов, осуществлялась по распоряжением председателя облгосадминистрации в 2016 г. Улица Корчагина, прилегающая до главного тракта бывшего хутора, с тех пор получила официальное название Кевлицької, напоминая радомишлянам, как и откуда здесь когда-то все начиналось.


Газета «Заря Полесья», 21 февраля 2020 года.






Комментариев нет:

Отправить комментарий