вторник, 31 марта 2020 г.

+ 25.07.1942 монахиня Ольга НЕГАНОВА (Костромская область — ОЛП-04, Вятлаг)


[4545, ОЛП-4, НЕГАНОВА Ольга Федосеевна, 47 лет: 1895 — 25.07.1942]

Прибыла в Вятлаг НКВД 22.02.1938 г. из тюрьмы г. Горького.

Находилась в ОЛП: комендантском, № 4,5,4.

Категория трудоспособности - вторая, работала портнихой, к работе относилась добросовестно, в быту вела себя хорошо, взысканий не имела. Медицинское освидетельствование от 10.04.1940 г. - инвалид 1 категории.

Умерла 25.07.1942 г. в лазарете 4 лагерного пункта от туберкулеза легких. Захоронена 27.07.1942 г. в могиле № 46 в деревянном гробу на кладбище 4 лагерного пункта.

Описание личности: рост - средний, телосложение - среднее, цвет волос - черный, цвет глаз - карий, нос - обычный.

[АРЕСТ Нижегородская область, обитель Николая Угодника (с. Николо-Шанга Шарьинского района)
РОЖДЕНИЕ в деревне М.Рамень Павинского района Костромской области]

Русская, без специальности, образование 3 года, портниха и фотограф, беспартийная, социальное происхождение из крестьян-середняков, социальное положение - монашка Николо-Шангской церкви, девица, не замужем, работала няней у частных лиц, не судимая. спец указание: «служительница культа - монашка». Арест 14.08.1937 г. как «контрреволюционный элемент» (статьи 17-58 пункт 8, 58 пункт 9, 58 пункт 10 и 58 пункт 11 УК РСФСР). Приговорена 20.11.1938 г. тройкой при УНКВД по Горьковской области к 8 годам лишения свободы, начало срока - 14.08.1937 г., конец срока - 14.08.1945 г., прибыла в Вятлаг 22.02.1938 г. из Горького (Нижний Новгород). СКОНЧАЛАСЬ через четыре с половиной года 25.07.1942 г. [последствия голода первой военной зимы?], 4 лагпункт («сангородок» для умирающих), поселок Полевой-2 По году репрессий 1937 реабилитирована


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

РОЖДЕНИЕ в деревне М.Рамень Павинского района Костромской области
храм - ? метрические книги: родители, родственники

монашка Николо-Шангской церкви, обитель Николая Угодника - ?

О храме: Первая деревянная церковь построена в городе на средства прихожан в 1916. В 1929 закрыта, в здании сначала располагался клуб, затем кинотеатр "Северный", а в последние годы музей. В 1991 передана верующим. Старое здание сгорело в 1998 и было заново отстроено. В настоящее время это деревянная одноглавая шатровая церковь с трапезной и колокольней. С подробной историей храма и прихода можно познакомиться по ссылке http://www.nikolaos.ru/history

Название

Церковь Преображения Господня в Николо-Шанге

Синонимы названия

Церковь Николая Чудотворца в Николо-Шанге

Обиходные названия

Николо-Преображенская церковь; Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь; Преображенская церковь; Спасо-Преображенская церковь; Спасопреображенская церковь; Спаса Преображения церковь; Спасская церковь


Никольский храм с. Николо-ШангаСтраница приходаРусская Православная Церковь, Костромская митрополия, Галичская епархия15-й благочиннический округ

Контактная информация

info@kostromaeparhia.ru
+7 (49449) 2-14-44
Адрес:
157512, с. Николо-Шанга, ул. Ю. Смирнова, 1, Шарьинский район, Костромская область
  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Настоятель: протоиерей Вячеслав Королев
  • Престольные праздники:
    • Преображения Господня - Август 19 [по н.с.]
    • Макария Желтоводского - Август 7 [по н.с.]
    • Покрова Пресвятой Богородицы - Октябрь 14 [по н.с.]
  • Краткая историческая справка:Николаевская церковь с. Николо-Шанга каменная, с камен. колокольней и оградой. Построена в 1806 г. усердием прихожан. Кладбище в 1/2 в. от церкви обнесено дерев. оградой; на нем деревян. молитвенный дом. Престолов 3: в холодной а) в ч. Преображения Господня, в теплой правый в ч. Покрова Пресвятой Богородицы, в) левый во имя преп. Макария Унженского. Расстояние от Костромы 325 в., от Ветлуги 80 в. Ближайшие церкви: Богородицкая с. Зубовского и Николаевская д. Соколово в 9 в.
    Николаевская - официальное название которое с разрешения епархиального начальства, церковь носит в память старинной сгоревшей деревянной Николаевской церкви. В существующей каменной церкви главный престол Преображения Господня.

    У прот. И.Беляева (1863 г.) упоминается деревянная церковь, построенная в 1785 г. Престолы в честь: Святителя Николая, св. мчч. Флора и Лавра и св. мц. Параскевы.


"Название: Церковь Преображения Господня в Николо-Шанге.
Синонимы названия: Церковь Николая Чудотворца в Николо-Шанге.
Обиходные названия: Николо-Преображенская церковь; Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь; Преображенская церковь; Спасо-Преображенская церковь; Спасопреображенская церковь; Спаса Преображения церковь; Спасская церковь.
Дата постройки последнего здания: 1806...
Архитектор: нет данных ...
Статус: действ.  
Адрес на 1917 г.: Костромская губ., Ветлужский у., с. Николо-Шанга.   
Современный адрес: Костромская обл., Шарьинский р-н, с. Николо-Шанга.
Координаты: 58.450035°N   45.542890°E".

Описание окружающей местности
Утопая в зеленом ложе,
Ты еще простоишь века.
Над тобою, как лики Божьи,
День и ночь плывут облака.
Церковь русская, русский гений!
Тяжело на тебя смотреть,
После стольких бед и гонений
Как же ты смогла уцелеть?
Гнев и боль разрывает душу.
Да воздаст по заслугам Бог
Всем, кто брался тебя разрушить,
Всем, кто свято тебя берег.
Виктор А. Смирнов ("Шарьинский Есенин")
Николо-Преображенская церковь в селе Николо-Шанга Костромской области пестрит обиходными названиями. Среди них мелькают Церковь Преображения Господня в Николо-Шанге, Церковь Николая Чудотворца в Николо-Шанге, Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Преображенская церковь; Спасо-Преображенская церковь; Спасская церковь и др. Чтобы понять суть этого явления, следует обратиться к истории церкви.
Первое упоминание о деревянной Никольской церкви в селе на реке Шанге сохранилось в документах 1616 года. На протяжении последующих столетий храм в честь святителя Николая Чудотворца являлся духовным центром большого прихода; известны имена некоторых служивших здесь в ХVII-ХVIII веках пастырей - священников Андрея Трофимова, Феодора Евсеева, Петра Петрова, Андрея и Иакова Дементье-вых. В 1785 году после перестройки Никольская церковь обрела новые престолы во имя святых мучеников Флора и Лавра и мученицы Параскевы Пятницы. 
На рубеже XVIII и XIX столетий рядом с Никольским храмом попечением прихожан началось возведение каменной церкви в честь Преображения Господня. В1806 году постройка завершилась, и один из первых каменных храмов Ветлужского уезда был освящен. Преображенская церковь украшалась колокольней, имела два зимних придела: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Макария Унженского. Под сводами нового храма и в стенах старинной деревянной церкви совершались богослужения, преподавались верующим священные Таинства, возносилась молитва. По-прежнему обширным оставался приход: к началу XX века его составляли 45 селений, насчитывавшие более 8 тысяч жителей. Свыше 40 лет - с 1866 года и до кончины в 1909 году - здесь служил настоятелем протоиерей Иоанн Белоруков, усердный пастырь, ревностный делатель нивы Христовой.

В 1893 году древний Никольский храм был уничтожен огнем пожара. Скорбя об утрате любимой святыни, прихожане обратились к епархиальному начальству с просьбой сохранить за каменной церковью именование Никольской в память о сгоревшем храме и в честь небесного покровителя села. Так Преображенская церковь обрела новое название, сохраняемое по сей день и напоминающее нам о древней истории Православия в Ветлужском крае.

Гонения XX столетия не обошли стороной Никольский приход: в 1938 году храм был закрыт, его священнослужителей арестовали и отправили в ссылку. Последующее десятилетие стало временем прибавления печали: Никольская церковь лишилась колокольни и каменной ограды, ее иконы и внутреннее убранство подверглись разорению и уничтожению, некоторое время здесь даже размещалась конюшня воинской части. Но в конце 1947 года, благодаря многочисленным и настойчивым ходатайствам верующих, Никольский храм был вновь открыт; подвижническими усилиями прихожан за два года он возродился из руин и стал единственной действующей церковью не только Шарьинского района, но и практически всей восточной части Костромской области. 
Ныне, в эпоху духовного возрождения Отечества, на земле Поветлужья восстанавливаются прежние и строятся новые святыни. Однако Никольский храм и сейчас сохраняет свое значение как любимое место молитвы для православных христиан, как памятник церковного зодчества; он - зримое свидетельство трудного и сложного пути, пройденного Русской Православной Церковью в XX веке. 
Источники:


работала няней у частных лиц, портниха и фотограф

История села

21 февраля 1613 года царем был избран Михаил Федорович Романов, а 11 июля 1613 года было венчание на царство.
Невозможно описать, в каком жалком состоянии было государство, принятое 16-летним юношею. Казна была разграблена, Великим Новгородом владели шведы, Смоленском – поляки, Астрахань — под властью казацких атаманов. Одним словом, положение русских людей казалось безвыходным. Но, твердо веря в помощь Божию, они не унывали и с этой всеоживающей верою принялись вместе с молодым царем за устройство разоренного царства. Стали изгонять врагов из земли русской, налаживать деловые связи с дружескими государствами.
Одной из главных забот государя было приведение в порядок государственных доходов, которые в смутное время пришли в совершенное расстройство. Многие из жителей в разоренных городах и селах, чтобы не платить царской подати, разбежались в другие города и скрывались там у родственников. Были такие, которые отдавали себя в запись боярам или монастырям, только бы не платить ничего в казну. Воеводы и приказные люди, вместо того, чтобы останавливать такие беспорядки, еще больше увеличивали их своими несправедливостями и обидами невинных людей. Чрезвычайно трудно было разобраться во всей этой неразберихе. И для того государь созвал Земский собор, на нем решили послать в города и веси писцов и дозорщиков, чтобы они по правде и без взяток осмотрели и описали все города, села и деревни.
Дозор (дополнительная перепись) всех населенных пунктов и жителей в них в Поветлужье был произведен в 1616 году. Перепись в наших краях проводили присланные из Москвы писцы Семен Сытин и Леонтий Сафронов.
На 171 листе дозорной книги есть заголовок: «В Унженском уезде по реке Ветлуге станы черные». В то время территория Поветлужья в административном отношении входила в Унженский уезд (сейчас село Унжа в Макарьевском районе) и была разделена на пять станов. Слово «стан» сохранилось с глубокой старины, от времен, когда князья и их наместники объезжали подвластную им землю для сбора дани, суда и расправы. Они останавливались в определенных местах, называвшихся станами.
В дозорной книге 1616 года станы Поветлужья названы «черными», то есть в них жили черносошенные крестьяне, платившие государственные подати, но которые лично были свободны и не имели над собой ни вотчинников, ни помещиков. Черные земли здесь принадлежали московскому государю.
На территории бывшего Богородского стана центром был погост Богородский, называвшийся по имени стоявшей здесь деревянной церкви во имя Рождества Богородицы. Позже этот погост после смерти первого его владельца князя Ф.И. Мстиславского, умершего бездетным, был пожалован боярину Зубову, служившему дворецким (управляющим) патриарха России – Филарета – отца царя Михаила Федоровича, село стало называться Богородским-Зубовом.
В переписной книге далее читаем на странице 191: «Погост Никольский на речке на Шанге, а на погосте церковь Николая-чудотворца древяна клецка, а церковные образа, свечи, книги и все церковное строение приходных людей, да деревни: Абросимов, Дьяково, Никонов, Кузнецово, Талица, Бараниха, Бородино, Решетиха, Середняя, Поповка, Илькино (Женихово)».
Вот откуда, вот с какого времени – с переписи 1616 года и пошло летоисчисление не только нашему селу Николо-Шанге, но и всем населенным пунктам Поветлужья.
В 1785 году в селе была построена вторая деревянная церковь – Флоровская. Примерно к тому же времени относится создание в Костромской губернии Ветлужского уезда с его подразделениями – волостями, а на месте древней деревянной Никольской церкви в 1806 году была выстроена каменная церковь с колокольней.
Село Николо-Шанга, расположенное на оживленном тракте, — торговое село, и в нем еженедельно проводились базары. Здесь было три дегтярных завода и находилось правление Никольской волости.
Уже в 60-е годы ХIХ столетия в Шанге существовали церковно-приходская и земская школы. Так небольшой погост превращался в политический, экономический и культурный центр. Население проживало по среднему течению реки Ветлуги с притоками Большая и Малая Шанга, Шарья, Нюрюг. Лесные массивы принадлежали помещику Федору Николаевичу Лугинину. Большинство крестьянских семей не могло прокормиться на наделенной земле, и потому мужчины работали на заготовке, вывозке и сплаве леса. Только немногие крестьяне могли прикупить земли на лесных гарях. В начале ХХ века часть крестьян уходила на заработки в город или на строительство железной дороги.


С 1925 года волостной центр из Николо-Шанги был перенесен в Шарью. Поселок Шарья стал центром волости (Шарьинского края). Шарьей в конце 20-х, начале 30-х годов называли не только станцию, но и слившиеся с ней деревни, становилась экономическим и культурным центром. В 1926 году в Шарье создан леспромхоз, для заготовки древесины. В 1926 году население Шарьи составляло 4224 человека, в 1929 году оно не достигло и 5 тысяч. В 1928 году была основана школа №3 (в поселке Голыши). В 1936 г. построено новое двухэтажное деревянное здание. В 1929 году Костромская губерния была ликвидирована, ее территория вошла в состав Ивановской области, Шарьинский район стал частью Нижегородской области.
%%%

Шарьинский район - один из 24 районов Костромской области был создан в 1929 г. и входил в состав Нижегородской области. Его территория протянулась более чем на 100 км с юга на север вдоль среднего течения реки Ветлуги, левого притока Волги.Географическое положение района очень выгодное, т.к. здесь находится перекресток водных, железнодорожных и автотранспортных путей. Основным видом деятельности является сельскохозяйственное, лесозаготовительное и деревообрабатывающее производства.
Наш район является одним из самых лесных районов области. Под лесами занято 78% площади района. Приветлужье- глубинная корневая Русь. Край лесов, озер, студеных ключевых рек.В Шарьинском районе 52 реки, но главная из них песенная красавица Ветлуга.
По истории края:


https://yandex.ru/clck/jsredir?bu=ivei&from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=1821.ZiFF0IMmyF31QQw53o0hgCtBiaBJ18I_Y9tpKXaBv6EmbGjCxJULKsLBzmKo0pEis-cN3JrRpwPUT58n3RHyEbIjL_mWXcF8gSqe0OBYkFgmV2IdB2Y0nE4qgZHCkln9x5bWoWK5vaTn_vdQZW3hkYz7WKY1Qpd4RZggI42PMgprViA-wboxLlCwsH_moMLSEIRqX8dWMHsIydOMI3qcUgGh3cMYTYLeIeMyD1bhjzuULfc7Z8vRTH0MF1uW3Ln_AcK8dLDZ0c_ucJwUDz3a3tlpzLe1YLnJNiXBACjGk9w.64e4f3c7b24f685846e05d4fbee7cf781b73fd63&uuid=&state=PEtFfuTeVD5kpHnK9lio9T6U0-imFY5IshtIYWJN7W-V64A9Yd8Kvy6D--ZSidWWMUwFopTJKniqqdqrxu7Ccy5iliIhiLL2517vefsm_TxeCnGHEnNIBsqPeLv5RTl2&&cst=AiuY0DBWFJ5Hyx_fyvalFDR4MAHjOHbTlcu098QE-U_gRsVuzWFkWkbIVlSGnXnFv3LNStaPE6QwOJGBOM9-Mjo0LdozQ8XRyRPCckVaID298JRIYTqzckxKxhlAvNVPxDpov7y_ne_IOh1Mr5wHZkZ3Tz5ckHF1kRb8P8b-dxYPQuEo3RSuOHjdH1WDvL2UBCxtzUjgEkZKUMEzjLLcselm-a9jDXpnJilrRBsLoCPXtZoRT0g5omu78TVnMu4jo9wOvBOj3vtwTZySCp7PEqYPgdEyK3YIxw3VRLJLQZcHHrepoYAXD6yCdiFQkcvhxdiiL_BAJXRZ4GBdVClEDDZ3VeCTBO3NLZku1h4yofodQheFM3RexquQtl_Fhsj3GBJ8SvU0Oqvx7YjCDjPff3vgcYPGdWvr5cTMuESmacZ3_kWmFXzsNvRjfkLEjzrwX976FTGRlpbDMivVzJpmFUoagPhH_W17NF_Ljs2QszInEd0GftAtngBnkydjpBHvzzR39pC6yakgX4BbtgR7YrwpyFHLBlq-&data=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,,&sign=589b0d90cbc2d97e2eabe214efc84765&keyno=0&b64e=2&ref=orjY4mGPRjk5boDnW0uvlrrd71vZw9kpjly_ySFdX80,&l10n=ru&cts=1529311053191&mc=3.5131951986753553&hdtime=31769

%%%

Во время войны с бумагой было очень туговато…

Николо-Шангское поселение
Воспоминания Беляевой (Каряминой) Марии Ивановны о школьных годах, проведенных в Николо-Шангской средней школе.
Карямина Маша родилась в деревне Бородино Николо-Шангского сельсовета. В школу пошла в 1939 году. Школа располагалась в селе Николо-Шанга, что в 2,5 километрах от родной деревни Бородино.
Занятия в школе начались 1 сентября. Тогда еще не было ни красивой школьной формы, ни белых фартучков у школьниц. Школа располагалась в  деревянном двухэтажном здании. Здесь находилась начальная школа: 1, 2, 3 и 4 классы.
Не слишком сытое, не слишком одетое – обутое, но всё-таки счастливое детство война разделила на «просто детство» и «военное детство».
В конце 1944 года село Николо-Шанга и окрестные деревни были избраны местом дислокации прибывшей с фронта на отдых и переформирование 205-й Полярной дивизии. В селе народ ее быстро переименовал в «Дикую дивизию». Солдат и офицеров расселили не только по домам, но и освободили здание начальной школы. В 4 класс Маша ходила уже в другое здание – бывший дом священника – дом Ласкиных. Это тоже было двухэтажное деревянное здание (на ул. Рабочей, в настоящее время на месте этого дома стоит кирпичный двухэтажный дом семьи священника – Синявиных).
А вот в 5 класс Маша ходила уже в другое здание – одноэтажное деревянное здание, разделенное на две половины – на два класса (на ул. Юрия Смирнова, примерно в том месте, где в настоящее время расположено здание сельской администрации).
Семьи были многодетные, поэтому в классах училось по 30-40 детей. Конечно же, навсегда запомнилась первоклашке Маше ее первая учительница – совсем еще юная, сама только что окончившая Николо-Шангскую школу Зоечка Акулова – Зоя Семеновна Акулова (Клюшева). Немного пришлось молодой учительнице поработать в школе. Началась война, и Зоя Акулова ушла на фронт. Там, на фронте, в самом конце войны она и встретила своего будущего мужа Клюшева И.А.
Класс приняла Анна Алексеевна Юферова, она жила в с. Николо-Шанга.
- Как учились?
Да как все в то время: простенькая одежонка, кто в лапоточках ходил, а кто-то и в стареньких ботиночках. В 1 и 2 классах писали в тетрадочках. А вот во время войны с бумагой было очень туговато - писали кто на чем: на старых книгах, на старых, уже использованных тетрадях между строк, на курительной бумаге. Эту курительную бумагу привезли с собой военные из «Дикой дивизии» - небольшие квадратики, примерно 10х10 см, совсем тоненькой бумаги. Бумага эта была целое состояние для учеников! Чернила разводили сами, наливали в чернильницы, писали деревянными ручками с металлическим перышком. Учебники выдавали в школе. Занятия начинались в 9.00, в начальных классах было по 4 урока, как обычно переменки. Учеников в школе не кормили. Если кому-то перед уходом в школу мать сунет в холщовую сумку вареную картофелину или кусок хлебушка, то хорошо. А многие матери и этого позволить не могли – голодно было очень во время войны, а особенно после войны в 1946 -  1947 г. Хлеба не было, во многих семьях питались тем, что и едой назвать нельзя. Только еще появлялась молодая зеленая травка, а деревенская ребятня уже начинала питаться «подножным кормом». Собирали листья щавеля, молодые чуть сладковатые султанчики полевого хвоща – пестики. Рвали, сушили и толкли в ступке лебеду, листья липы, головки красного клевера. Но за клевер бригадир или другие начальники могли и наказать матерей. Собирали жалкие крохи муки, чтобы испечь хоть какой-то хлеб, хоть чем-то накормить голодных детей. Если можно было назвать это хлебом! Из сырой, натертой картошки пекли жимчики. Летом собирали лесные ягоды и грибы, сушили на зиму.
Когда стали постарше – в 6-7 классах мальчишки кололи дрова для школы, а девочки носили их в школу. В школах были печи, топили их технички, а вот обеспечить их дровами – это было делом школьников. Зимой после уроков старшие классы – 6-7 ездили на лошадях, запряженных в сани, и в деревянные кадки собирали с каждого дома золу. Собранную золу использовали в колхозах как удобрение в полях. Еще одной обязанностью этих классов было в осенние, зимние и весенние каникулы возить на лошадях навоз. Обычно женщины выкидывали навоз из двора, а ребята помогали им накладывать на сани, потом увозили в поля и там скидывали в кучки, а весною вручную раскидывали по полю. Работа была нелегкая. Осенью после 1 сентября все ученики работали в поле – собирали колоски. Собранные колосья сдавали кладовщикам.
 – А если кто-то из ребят не все сдаст, припрячет в кармане, чтобы унести домой, наказывали за это?
 – Нет, не очень у нас здесь строго было, за это в тюрьму не сажали. Наша семья не очень голодала, клевер мы не собирали. А вот семья Анфисы Шибаковой собирала, голодно у них было.
- Так трудно было, голодно. А в школу Вы с удовольствием ходили?
В школу всегда хотелось ходить, учиться интересно было, к знаниям тянулись. Учителя у нас были хорошие.
Семен Васильевич Акулов (отец моей первой учительницы Зои Семеновны) преподавал физику. В 6-7 классах литературу преподавал Сенчуков Федор Матвеевич. Жена у него была акушерка, а их дочь Валентина Федоровна – тоже учитель.
Софья Ивановна Цветкова (теща Несговорова – бывшего главы г. Шарьи) преподавала ботанику и географию. Очень хорошая, добрая была учительница. Она успевала не только спросить учеников, объяснить новую тему, но еще и почитать ученикам интересную книгу. Софья Ивановна была невысокого роста, красивая. Полюбила она офицера из той самой «Дикой дивизии», родила дочь.
Ангелина Алексеевна Ласкина преподавала немецкий язык.
Не противились ли ученики во время войны учить немецкий язык – язык врага?
Нет, таких проблем не было.
Брат Ангелины Ласкиной Виталий Алексеевич Ласкин преподавал физкультуру.
Надежда Александровна Осокина (мать Сергея Петровича Бурлакова, учителя нашей школы в 60 – 80-е года) преподавала русский язык. Жила семья Осокиных в школьной квартире (в доме по ул. Ивана Шатрова). Надежда Александровна была маленького росточка, худенькая, но строгая, требовательная.
Были еще и другие учителя – мужчины. Это были демобилизованные по ранению военные. Многие из них недолго задерживались в нашей школе, да и  поведение их и моральный облик были далеки от образа учителя. Только что прошедшие войну, они позволяли себе некоторые вольности по отношению к старшеклассницам.
- Вы помните своих одноклассников?
Конечно, помню. Иванцов Николай, Карямин Сергей, Иванцов Геннадий, из д. Онохино – Люся Шатрова, Зорина Катя – из д. Павлово, из д. Сафоново – Шумилова Надя и Шадрина. Шмарова Валентина Васильевна – одноклассница – стала учительницей, она жила в д. Коневка.
В конце войны в магазинах появилась школьная форма – коричневые фирменные школьные платья и черные фартуки. Но не все могли ее купить, денег в семьях на эту роскошь не было. Белые фартуки появились в 1946 году. Мы в них нарядились только на выпускной вечер. Также в самом конце войны в магазинах появились школьные, самые обычные в 12 листов тетради в клеточку и линейку с вкладными промокашками голубого цвета.
- А как же вы делали уроки вечерами дома, ведь еще не было в деревнях электричества?
Старались уроки выучить засветло. А вечерами в домах зажигали десятилинейные лампы. В каждом доме были керосиновые лампы. Сначала электричество провели от д. Талицы, там была мельница и своя небольшая электростанция. Потом свет провели уже из Шарьи.
- А чем Вы любили заниматься в свободное время, если оно было, конечно?
Как ни трудно жилось нам, детям и подросткам в те лихие военные годы, но мы находили время и для любимых занятий. Я очень любила читать книги. В школе в библиотеке брала сказки, рассказы, повести и с интересом их читала. А еще в то время все девчонки вышивали. И я вышивала, нитки для вышивания «мулине» продавались в магазине. Вышивали и крестиком и гладью. Модно и престижно тогда было вышивать, все девочки умели.
- Как отразилась война на Вашей семье?
Отца забрали в 1941, но с ближайшей станции вернули. Желудок у него больной, операцию сделали, удалили половину желудка. Дядя всю войну был в Ленинграде, блокаду перенес, в армии там служил, воевал, остался жив.
- А как встретили 9 мая 1945 года?
 – Точно не помню уже, но то, что очень радовались, это помню, это забыть нельзя.
Беседовала бывший библиотекарь Николо-Шангской библиотеки
Мосеева Елена Витальевна.
Воспоминания Шатрова Николая Ивановича, 1933 года рождения, жителя с. Николо-Шанга.
Николай Иванович родился в деревне Надежино Шангского сельсовета (в то время Бородинского) 7 января 1933 года. Родители были колхозниками (в деревне Надежино колхоз назывался «Свобода» и был одним из лучших колхозов района).
В 1941 году Николай Иванович пошел в первый класс Николо-Шангской начальной школы. Первой учительницей была Клюшева Зоя Семеновна – дочь потомственных учителей – семья директора школы. Зою Семеновну призвали на фронт, и в третьем классе его учила другая учительница – Жадова Надежда Павловна, которая очень хорошо относилась к детям, за что ее любили. В 4 классе эстафету обучения приняла Ласкина Ираида Михайловна. По воспоминаниям Николая Ивановича, она была с детьми строга, не давала поблажек, но справедлива.
С пятого класса учили другие учителя. Запомнилась Опокина Надежда Александровна – учительница по литературе. Впоследствии ее сын, Бурлаков Сергей Петрович, тоже стал учителем нашей школы. Кроме литературы любимыми предметами были математика, география.
Кроме учебы дети занимались работой в колхозе. Иногда это было после уроков, а иногда и снимали с занятий, если была пора уборки урожая, посевная или сенокос.
Дети выполняли самую разную работу: собирали колоски, копали картошку, убирали морковь, теребили лен, связывали в снопы, ставили бабки, околачивали лен. Мальчишки управляли лошадьми с конной молотилкой, крутили вручную веялку.
Поскольку дома всем жилось голодно, детей в школе подкармливали. В отдельном доме готовили еду, в основном, варили кисель, рыбки давали. Дети после уроков кто с котелком, кто с миской шли сюда кушать, некоторые уносили еду домой. Это помогало выжить.
Окончить школу не пришлось, надо было работать.
Воспоминания записаны
бывшей заведующей филиалом Шангской библиотеки
Костровой Татьяной Макаровной


Комментариев нет:

Отправить комментарий