ПОЛЕ ПАМЯТИ

04.02.2020

Вятлаг – поле памяти новомучеников на Вятской земле
Протоиерей Андрей Лебедев, член комиссии по канонизации святых Вятской Епархии, координатор культурно-просветительского движения «Вятская Переправа» представил на XXVIII Рождественских чтениях в Москве в рамках работы секции «Увековечение памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех пострадавших в годы гонений» доклад по теме «Вятлаг – поле памяти новомучеников на Вятской земле».

https://youtu.be/8C3qa4HJ-1M

28 января 2020 года, г. Москва, Храм Христа Спасителя.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Фильм по теме доклада
ИМЯ НА КРЕСТЕ

https://tv-soyuz.ru/peredachi/dokumentalnyy-film-imya-na-kreste

 За время гонений в XX веке, с 1918 по 1953 годы, в Вятской губернии (Кировской области) репрессировано множество священнослужителей и верующих людей: 8 архиепископов и епископов, 5 протоиереев, 422 священника, 83 монаха и монахини, 37 диаконов, 41 псаломщик, 7 певчих, 13 просфорниц, 23 председателя приходских советов, 82 иных напрямую причастных к Церкви лица. Этот список нужно дополнить людьми иных сословий и слоев общества: казачество, купечество, мещане, крестьяне и иные верующие. Расстреляно 150 человек, 336 заключены в лагеря, 158 высланы в Северный край, Сибирь и Казахстан. Их них прославлено в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской — 97 святых. Они прошли лагеря, многие расстреляны, кто-то скончался и погребён в местах массовых захоронений. Самые большие из них – это Мезринское и Лобановское кладбища г. Кирова, южная часть Севлага (Пинюг, Мураши), а также в каждом районном центре. В годы Большого террора сформировался, постоянно расширяясь, огромный лагерный комплекс, получивший название Вятлага.
Вятский исправительно-трудовой лагерь (Вятский ИТЛ, ВятЛаг) — один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей в системе ГУЛАГ, К-231, существовавший с 5 февраля 1938 до 1990-х годов. Непосредственно подчинялся Главному управлению лагерей лесной промышленности (ГУЛЛП) НКВД СССР, позже МВД СССР. Располагался в Верхнекамском районе Кировской области (частично в Коми-Пермяцком национальном округе и Коми АССР), в 371 километре от областного центра, города Кирова. В среднем в лагере содержалось по 15-20 тысяч заключённых. Площадь лагеря составляла примерно 12 000 квадратных километров. К концу существования Вятлаг насчитывал 38 лагерных пунктов. Занимался, в основном, лесозаготовкой. Лагерь отличался сложными условиями проживания, так как находился в болотистой местности с высокой влажностью (в среднем 80 %). Лагерный центр — поселок Лесной. На протяжении 1938 – 1956 годов через Вятский ИТЛ прошло около 100 тысяч человек (за годы существования учреждения исполнены около 1 миллиона судебных приговоров и решений административно-карательных органов), репрессированных по политическим и национальным мотивам. В их числе – граждане двух десятков зарубежных государств, заключённые восьмидесяти национальностей. Судьба многих трагична: более 18 тысяч нашли вечный приют на вятлаговских погостах.
Данный доклад – размышление, осмысление опыта деятельности, которая служтит базой для прославления памяти наших мучеников, в годы гонений, имевших мужество до конца оставаться верными Богу. Цель настоящего сообщения — поднять темы для обсуждения, показать сложности в почитании, а также предложить размышления по решению проблем.

1) ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ, ЕЕ СОХРАНЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ
Первая проблема церковного исследователя — это отсутствие доступной информации. В настоящее время доступ к документам архивов, хранящих сведения о лагерных делах заключённых, максимально затруднен. Но ведь этот комплекс документов должен являться фондом национальной памяти. И он должен быть доступен для исследования. Сейчас это документы, имеющие статус ДСП, то есть «для служебного пользования». Они выдаются только по требованию прокуратуры и МВД, то есть они совершенно недоступны для церковных исследователей. Между тем в этих делах содержится информация, касающаяся наиболее трудного для изучения периода жизни человека, пострадавшего за Веру Христову. Это прежде всего сведения о местах пребывания человека внутри лагерного комплекса, поскольку зачастую «лагерный маршрут» включал в себя несколько лагерных пунктов (ОЛП). Кроме того, это характеристика выполняемых работ, оценки состояния здоровья. И, конечно, это акты погребений, на которых нередко указан даже кодовый номер могилы.
В лагерном деле содержится информация, которая сохраняет для нас описание факта подвига веры. А фотографии фиксируют внешность в последний период жизни человека. Разумеется, эти сведения и эти фотографии были адресованы не будущим исследователям, а поисковым группам, которые должны были разыскивать беглецов, имея на руках соответствующее описание личности и фотографию. Но, тем не менее, это подчас единственный источник информации о людях, которые зачастую исчезали даже из памяти потомков. И этот ценнейший краеведческий, исторический фонд находится под спудом и не доступен для последовательного и всестороннего исследования. Сейчас все зависит от позиции хранителей информации и родных. По милости Божией в Кировском УФСИН работают люди, которые понимают ценность этих данных и содействуют Церкви в их анализе.
Как получить дела? Надо искать родных, чтобы они писали запросы на получение информации. Чтобы собрать более полную информацию, следует связаться с приходами мест служений исповедников веры, для уточнения данных биографии – через поиск родственников и воспоминания знакомых и очевидцев событий.
В комиссии по канонизации Вятской епархии существует Рабочая группа по поиску новой информации о новомучениках Вятской земли, в рамках ее деятельности при поддержке Культурно-просветительского движения «Вятская Переправа», подготовлен уникальный сборник: «Поминовение. В Вятлаге пострадавшие», это информация из 57 дел заключённых священно- и церковнослужителей, а также доступных открытых источников о некоторых из этих людей. Также ежегодно издается «Православный календарь земли Вятской», где указаны дни памяти святых и почитаемых мучеников в Вятлаге и иных местах Вятской Митрополии пострадавших. Также издаются отдельные издания жизнеописаний пострадавших. Последнее очень важное издание — это «Календарь-синодик Вятлаг на 2020 год», где указаны дни памяти для ежемесячного поминовения.

2) МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ЦЕРКОВЬ, ГОСУДАРСТВО, УФСИН И ПОИСКОВОЕ ДВИЖЕНИЕ
Благодаря поддержке руководителей и целенаправленным усилиям сотрудников архива УФСИН Кировской области мы сейчас имеем поле для научной работы и для практического применения получаемых знаний в деле выявления, благоустройства, сохранения и молитвенного использования мест погребения. Эта работа еще в самом начале. Однако уже имеются обнадеживающие результаты.
Начало этим трудам положило благословение бывшего епископа Уржумского и Омутнинского Леонида (Толмачёва) в 2017 году, когда было выявлено погребение узников лагпункта номер 2 в поселке Сорда Верхнекамского района Кировской области. В этой работе огромную помощь оказали нам Кировский поисково-спасательный отряд «Пересвет» и Свечинский отряд «Взвод» (следует отметить, что ранее поисковики выезжали на места боев ВОв, теперь они с большим желанием помогают исследовать места погребений), оконтурили границы мест захоронений.
Следует отметить, что количество и границы захоронений установить трудно без их генеральной схемы или набора локальных схем, которых в архиве пока обнаружить не удалось. Это серьезная проблема, требующая отдельного изучения и усилий. Тем не менее сейчас мы имеем выявленные захоронения в районе поселка Сорда (бывший ОЛП-2), п. Созимский (ОЛП-3), п. Полевой-2 (ОЛП-4), бывшей ст. Раздельная (ОЛП-12), п. Старцево (сельхозлагпункт №2), ст. Фосфоритная (ОЛП-10), на которых установлены памятные поклонные Кресты. Более того, уже установлены и персональные поклонные кресты на средства родственников погребенных там священнослужителей и мирян, а также памятные таблички с краткой формулировкой молитвы «о всех здесь погребенных православных христианах в Вере скончавшихся».
Выявленные персоналии священников, монахов и православных мирян – это только малая часть пострадавших за веру, поскольку очень много случаев, когда их принадлежность к Церкви и деятельность, направленная на сохранение веры в условиях гонений, ничем не отмечена в приговоре и соответственно в лагерном деле. Например, на том же лагерном пункте номер 2 погребена Мария Николаевна Малышева из города Вышний Волочёк, пострадавшая за служение Литургии в ее доме. Но в приговоре указано только стандартное обвинение в антисоветской деятельности, статья 58-10 и более ничего.
На другом лагерном пункте погребена монахиня Мария (Бугрова) из Казани, помощница архимандрита Тавриона (Батозского). Она осуждена за «религиозно-националистическую пропаганду», хотя из дела известно, что отец Таврион осуждался за создание подпольных церквей. Если приложить усилия краеведов, то можно выявить какие-то факты касающиеся биографии этого человека.
Когда эти усилия прилагают серьезные исследователи, получаются интересные, живые жизнеописания, которые публикуются сайтом pravoslavie.ru, потом на основании этих публикаций мы издаем брошюры формата А5 (на скрепку) – для раздачи прежде всего в местах, близких к месту погребения человека. А кроме того, посылаем в те приходы, где когда-то служил или где родился погибший.
Хорошим примером может служить созданное Нижегородским краеведом Ольгой Владимировной Дегтевой жизнеописание Саровского иеромонаха Петра (Эрзина), который родился в Мордовии, подвизался в течение 20-ти лет в Саровской пустыни. А после ее закрытия служил в ряде сел Нижегородской области, там был арестован и отправлен в Вятлаг. Удалось установить связь с краеведами, священниками в тех местах, которые были обозначены в его следственном деле. Был обнаружен дальний родственник отца Петра, который горячо поддержал усилия по сохранению памяти и профинансировал серьезную работу в этой сфере. На выделенные средства был изготовлен и установлен поклонный Крест и баннер, на котором были размещены материалы жизнеописания. После выхода статьи на сайте pravoslavie.ru была подготовлена и разослана во все точки служения брошюра. Кроме того, были изготовлены такие же стенды в формате баннера и направлены в каждую точку служения отца Петра, и, думается, только таким путем можно сохранять и умножать память пострадавших за веру после 80 лет забвения.
Есть достойные потомки, которые лично ведут поиск и в архивах, и на местности. Например, Андрей Борисович Орехов, внук священника из Рязани отца Димитрия Орехова, лично выезжал в Вятлаг на поиски могилы деда. Сейчас он оказывает неоценимую помощь в наших трудах, поскольку является профессиональным картографом. Отрадно, что проявляют серьезную активность почитатели священномученика Петра Крестова, это также рязанский священник. В приходе, где когда-то служил священномученик Петр настоятелем храма, развернут комплекс мероприятий по увековечению его памяти. Этот приход оказал нам всестороннюю помощь при подготовке материалов для распространения в Верхнекамском районе, подготовил и изготовил замечательный стенд в формате баннера, собрал средства для изготовления поклонного Креста. Накануне Нового года этот поклонный Крест был установлен в поселке Рудничный Верхнекамского района Кировской области силами приходов Покровского храма г. Кирс и Никольского храма п. Рудничный.
Благословением Владыки Уржумского Иоанна поддержана инициатива прихожан Покровского храма п. Кирс по созданию церковного музея Вятлага. В нем будет представлено церковное осмысление мест погребений бывшего лагерного комплекса как Поля Памяти пострадавших за Веру. Выбор места центра, аккумулирующего всю информацию и доступного для посещения церковными людьми, обусловлен как доступная точка для посещений.
В частности, там же размещена икона священноисповедника Рафаила (Шейченко) с переданной из монастыря Оптина пустынь по благословению Святейшего Патриарха Кирилла частицей святых мощей. Этот образ святого посетил все колонии области, чтобы показать нынешним сидельцам путь терпения и православной веры в узах для изменения вектора своей духовной жизни.
Более того, я думаю, что кроме посещения такого музея паломники могли бы посетить и сами выявленные места погребения, ведь мы же посещаем традиционные места, где под спудом покоятся мощи святых прошлого. В этом отношении забытые лагерные кладбища - это хранилище мощей святых, известных и неизвестных церковному народу. Уверен, что ряд имен нам предстоит еще открыть, изучить и представить канонизации. Но даже сам факт этого страдания уже делает возможным проложить паломнический маршрут, и на этом пути можно было бы рассказывать о тех, кто лежит на этих кладбищах. Для этого есть договоренность с паломнической службой «Святки» и весной 2020 года пройдет первый выезд паломников.
В музее и в ходе деятельности Поля Памяти нам также надо рассказывать об именах находившихся в узах священников, знакомых многим верующим, это известный старец архимандрит Павел (Груздев), архимандрит Спиридон (Лукич) и другие.
Сейчас мы имеем в церковном календаре итоги огромного труда архивных исследователей. Но эта литература совершенно не читается массовым церковным читателем, поскольку написана научным языком: как правило, это выдержки из протоколов допроса и клировых ведомостей. Схема: человек родился, хорошо служил, пришли чекисты, арестовали, расстреляли и похоронили непонятно где. И такая схема жизнеописания новомученика не вызывает интереса и желания читать и подражать им. У нас появляются разработанные жизнеописания, имеются места погребения, устанавливаются кресты и стенды: теперь надо посещать их, вводить церковное медиапространство, знакомить церковный народ с помощью крестных ходов, паломничеств. Это традиционные апробированные средства сохранения памяти и почитания святых.

3) ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ, МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ
Здесь мы переходим к третьему важному вопросу межрегионального взаимодействия. Оно затруднено организационными и экономическими границами. Представьте себе типичную ситуацию лагеря, куда по воле государства попали люди со всех концов страны и из ближнего зарубежья: оборванные нити памяти от безымянных могил на таежных кладбищах тянутся во все концы страны. Потомки хотят, но не могут найти, где погребен близкий человек, куда прийти почтить его память. В местах, в приходах, в которых жили и служили эти люди, как правило, не хранят память о них. Исключения есть, но они только подтверждают правило. Немногочисленные энтузиасты, обычно люди небогатые, не способны профинансировать масштабные работы: поисковые, научные, мемориальные. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, решения Церковных Соборов говорят нам о необходимости почитания памяти новомучеников, но никаких конкретных организационных форм, подобных тем, которые Церковь нашла для структурирования социальной работы и других форм церковных служений, в этом плане не сформировалось, их трудно создать приказом сверху. На приходском уровне эта работа организационно никак не отражена в типичной приходской структуре. Как следствие – странное положение краеведов и священников, которые, исполняя важный долг памяти, оказываются в глазах церковного большинства белыми воронами, выскочками, людьми, которые воспринимаются как возмутители спокойствия.
Теперь, после поддержки инициативы протоиерея Кирилла Каледы нашим Президентом Владимиром Владимировичем Путиным, пора формировать новые общецерковные формы поддержки памяти всех пострадавших за веру. Информация о местах погребений из лагерных дел заключенных должна быть введена в общедоступные базы данных. И на кресте на братских могилах должны быть все имена тех, кто лежит в районе данного лагпункта. А потомкам надо оказывать помощь в посещении мест погребений. Объединить разрозненную информацию о новомучениках на единой интерактивной карте, и в едином информационном портале, и едином общероссийском музее в рамках проекта «Русская Голгофа» в Бутово под Москвой. Есть пример и нашего регионального сайта «Новомученики и исповедники Вятской земли» - http://martirologvyatka.ortox.ru/. Государство дает Церкви условия проявить эту Веру на деле, но никто за нас, христиан, не сделает этой работы так, как должно. Мы имеем опыт в Церкви почитания места погребения телесных останков как обиталища, связанного с телом человеческой души и духа, и это почтительное отношение совершенно не зависит от личной святости человека.
Понятно, что память Вятлага – это не исключительно «вятское» дело, это дело всероссийской памяти, памяти всей Русской Церкви. И физическая, и финансовая, и научная работа в Вятской епархии не сможет справиться с задачей без помощи всей Церкви, которой нужно востребовать и принять эту память. Для этой цели нами подготовлен календарь Синодик, с намерением распространить его, прежде всего, в комиссии по канонизации тех мест, откуда поступили в наш край и нашли место погребения у нас ваши братья и сестры, соотечественники, соплеменники, земляки. Этой работой по благословению благочинного Северного округа Уржумской епархии священника Дионисия Путилова занимается группа энтузиастов во главе с Алевтиной Николаевной Телепиной. На сегодняшний день установлено уже 10 Поклонных Крестов. Их усилий недостаточно, чтобы сохранить эту память, но надеемся, что вы тоже будете стараться помогать нашим усилиям. Например, принимать участие в распространении информации о новомучениках в приходах, формировании паломнических групп или сборе денежных средств на оплату и доставку Крестов на эти кладбища. Надеемся, что вы мобилизуете своих церковных краеведов на поиски родственников погибших, на поиск и изучение их следственных дел, информации об их служении. Со своей стороны мы предпринимаем усилия по восстановлению связи с регионами. Есть хорошие примеры.

4) ПРИМЕРЫ НАШИХ СОВМЕСТНЫХ РАБОТ
Всего нам известны порядка 60-ти имен пострадавших за Веру. Все они высланы из разных областей России (например: Ярославская, Костромская, Псковская, Рязанская, Лениградская, Тверская, Нижегородская, Брянская, Смоленская, Тамбовская, Саратовская, Воронежская, Вологодская области и республики Чувашия, Татарстан, Удмуртия) и зарубежья (Украина, Белоруссия, Латвия). Ряд епархий имеют большой интерес к памяти их мучеников. Так, налажено взаимодействие с исследователями из Удмуртии. В частности, выявлено несколько персоналий удмуртских священников, погребенных на лагерном пункте номер семь около поселка Ягодный Верхнекамского района. Большую поддержку в этих трудах оказывает епископ Глазовский и Игринский Виктор (Сергеев), с благословения Владыки разрабатывается программа действий по поиску, оконтуриванию и мемориализации места их погребения. А на священника Василия Сатрапинского готовятся документы на канонизацию. Известно место его погребения, есть материалы дела, что снимает многие проблемы на этом пути.
На сегодняшний день известны имена 4 новомучеников и исповедников Церкви Русской, пострадавших в Вятлаге: священномученик Павел Никольский (память 22 января), преподобноисповедник Рафаил (Шейченко) (память 19 июня), священномученик Петр Крестов (память 20 декабря, его изображение лика есть на иконе Новомучеников), священномученик Леонид Виноградов (память 12 ноября).
О последнем необходимо сказать отдельно. Не секрет, что после ряда выявленных ошибок, связанных с недостаточно внимательным предварительным изучением архивного материала, требования к материалам, представляемым в комиссию Синода по канонизации святых, претерпели значительное ужесточение. И в тех случаях, когда имелись только легенды, не подтвержденные справками из официального архива, сведениями о судьбе новомученика после приговора, в некоторых епархиях такие имена были исключены из церковного календаря. Но Господь открывает прежде закрытое, и в нашей деятельности такой пример есть: я имею в виду священномученика Леонида Виноградова, который был представлен на канонизацию от Ивановской епархии, а впоследствии его имя исчезло из церковного календаря. Как это больно для его потомков! Они долгие годы считались потомками преступника, а когда государство признало свою ошибку, и Церковь признала его святость, то после ужесточения требований ввиду отсутствия информации о месте погребения (считалось, что он скончался по дороге на Пермь) его имя исчезло из календаря – канонизированный Святой был забыт для почитания уже самой Церковью. И вот, наконец, обнаружено место погребения, получена официально лагерная справка Вятлага и даже есть последняя фотография Святого. А на месте погребения установлен поклонный Крест, сделан баннер с рассказом о нем. Подготовленная его потомками совместно с сотрудниками ПСТГУ (Православный Свято-Тихоновский университет) публикация на сайте pravoslavie.ru издана в виде брошюры, которая распространяется в населенных пунктах близ места его погребения. Пришло время вернуть его имя в святцы Церковного календаря.
Это место погребения еще десятка священников, которым предстоит еще поставить поклонные кресты, провести тот же комплекс работ по изучению их памяти. Свидетельствую, как человек, который лично выезжал на поиски и видел эти могилы в лесу, очень тяжелые впечатления и ощущения, от заброшенных заросших лесом ям, дух скорби, уныния, дух тирании, пережитого страдания, которые погребены в этой земле, побуждает отвернуться и бежать, уходить из этого места. Но те места, на которых стоят кресты, духовно перерождаются. И все люди, которые причастны к установке крестов, свидетельствуют о необычайной радости, которую они испытывают в связи с этими событиями, несмотря на немалые искушения и трудности на этом пути.

5) ВЯТЛАГ И СВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО
В том же самом Вятлаге, где сидели и уголовники, и страдальцы за Веру, в конце войны находились еще и военнопленные. И вот их маленькие скромные кладбища имеют достойное оформление, там стоят также Кресты, а источником финансирования для ухода за ними являются специально созданный фонд, ими нанимаются работники, которые там проводят благоустройство. Местное население странно воспринимает наличие мемориалов иноземцам и отсутствие памяти о наших земляках, сейчас там 4 мемориала немцам, эстонцам, венграм, латышам. Это элемент большой политики, поскольку в данном случае речь идет о международном имидже нашей страны. Нам нужно понять общие подходы по отношению к захоронениям, которые находят в составе общих захоронений, как относиться к Крестам и их памяти? Данные мемориалы – пример того, что такой подход возможен и к захоронениям наших людей, большинство которых православные. Но для этого необходимо ввести Память новомучеников и, шире, репрессированных наших граждан в круг политических приоритетов.
В цену Победы в войне входит смерть половины населения Вятлага; неотъемлемая часть памяти войны = лагерные погосты ОЛП – №1 – №13, во многом наполненные останками умерших в 1941-1943 годах.
Через Вятлаг прошли и философ Дмитрий Михайлович Панин (близко знавший его Александр Солженицын, вывел его под фамилией Сологдин в своем романе «В круге первом»), литераторы Доминик Иосифович Гольман, Юрий Владимирович Давыдов, Антал Гидаш (Венгрия), Борис Алексеевич Чичибабин, писатель Владимир Муравьев; артисты и музыканты: японская актриса Ёсико Окадо, Татьяна Кирилловна Окуневская, Рихо Эдуардович Петс, Павел Александрович Русаков (Поль Марсель – автор мелодии «Песни о дружбе» (она же «Веселья час и боль разлуки»); адъютант маршала Г.К. Жукова, генерал-лейтенант Леонид Михайлович Минюк; начальник строительства знаменитого завода «Севмаш» в городе Северодвинске Иван Тарасович Кирилкин; один из авторов проекта не менее знаменитой Магнитки инженер-строитель Самуил Ефимович Изаксон; врачи-хирурги, кандидаты медицинских наук Эдуард Иванович Кальмбах, Михаил Эдуардович Утцаль; заслуженный тренер СССР по футболу Александр Андреевич Келлер;  футболист Эдуард Стрельцов (чемпион СССР 1965 года) и многие другие. Важно определиться как, не уничижая и не сравнивая память новомучеников, нам хранить память невинно репрессированных граждан нашей страны в местах массовых захоронений?

6) МЕМОРИАЛИЗАЦИЯ МЕСТ ПОГРЕБЕНИЯ
Этот таежный край, когда-то называемый страшным словом ВЯТЛАГ, до тех пор останется полем скорби, пока мы, церковные люди, не превратим его в ПОЛЕ ПАМЯТИ: кроме Церкви делать это некому. У нас сформировался такой порядок почитания: выявление места памяти – установление Поклонного Креста – установка баннера – публикация статьи – издание брошюры – поминовение имени – поиск родных – установление связей с местами служения – паломничество.
Конечно, и государство, и общество, по нашему убеждению, должно предпринять какие-то усилия для того, чтобы изменить законодательство и облегчить процесс вывода обнаруженных участков погребений из лесного фонда и перевести в статус мемориального кладбища. Отдельный вопрос — это урегулирование церковного и правового статуса Поклонных Крестов, баннеров, скрижалей (памятных табличек) на стенах храмов и домов. Этот процесс необходимо узаконить, упростить и обеспечивать финансированием поисковые работы на местности. Следует также искать источники финансирования для благоустройства территории погребений, возможно, как и с воинскими захоронениями, законодательно закрепить ответственность за них за администрациями тех сельских поселений, на территории которых они располагаются.
И только для нас, христиан, это священное место – то, в которых тела умерших ожидают воскресения. Забвение этих могил – наша общая вина. Страна, которая не может прямо посмотреть в лицо своему недавнему прошлому, не сможет решить свои проблемы в настоящем и будущем. Церковь призвана помочь стране преодолеть эту духовную немощь. Наши кресты и наши молитвы, исследования и паломничество – всё это средства для того, чтобы Вятлаг, ныне являющий собою Всероссийское Поле скорби, преобразился в Общецерковное Поле памяти.

Для связи с протоиереем Андреем Лебедевым:
e-mail: urzumsobor@mail.ru и телефон 8-922-663-19-02
Ждем всех вас к участию в проекте памяти «Вятская Голгофа» – вы можете принять участие в поиске родных, установлении фактов биографии, установке Поклонных Крестов, наполнении материалами музея и, главное, распространении сведений об узниках Вятлага.

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий