Традиция ставить кресты появилась не сегодня. Кресты напоминают о бренности земного бытия, и о том, что надо благодарить Господа за возможность пребывания на земле каждый час, и каждый день. Каждый человек, независимо от того молился ли он хотя бы иногда с мыслью о Боге, внутренне понимает, что жизнь ему была дана Богом, и уйдёт он из неё опять к Богу. Крест на могиле ставят, чтобы обозначить, что здесь покоится христианин, даже если, этот человек при жизни не отбивал истово поклоны, и не молился Христу непрестанно, но был крещён.
Мы ставим Поклонные кресты на захоронениях Вятских лагерей для превращения их в Поле Памяти.История России ХХ века содержит в себе периоды великих безумий и злодеяний. Люди не могут жить только бедой и памятью о беде. Люди живут по-бедами. Но те, кто остаются жить после беды, должны все же осознать глубину катастрофы, осмыслить её причины для того, чтобы беда не повторилась. Конечно же, вина за боль пострадавших от репрессий лежит не на нас, не на поколении их потомков, но на нас лежит ответственность за будущее. А без покаянного осмысления трагических ошибок прошлого, без твердого понимания того, что никакие социально-экономические преобразования не могут строиться на репрессиях, на подавлении и уничтожении своих ближних, мы тоже рискуем наступить на те же исторические грабли. Нельзя жить памятью о беде, но нельзя жить и без памяти об ушедших. Поэтому мы, молитвенно вспоминаем дошедшие до нас имена, мы словно вглядываемся в их лица и в исковерканные злом судьбы, пытаясь сочувственно разделить их страдания, и как бы примерить тот крест, который они были вынуждены понести.
14 ноября 2020 г. наша экспедиция выехала для определения захоронения ОЛП-6 Вятлага и установки Поклонных крестов иерею Павлу Болковскому с Украины, погибшему в 1942 г. и псаломщику Владимиру Троицкому из Ленинградской области погибшему в 1938 г. Кресты освятил иерей Анатолий Баталов клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Кирса.
Предполагаемый поиск севернее ст. Лесная, в районе п. Ягодный и Брусничный. Современное название сопоставляет этим поселкам соответственно ОЛП-7 и ОЛП-6, однако есть веские аргументы считать, что в рассматриваемый исторический период, в котором находились в Вятлаге, погибли и были погребены священники, памяти которых посвящены наши усилия, нумерация была другой — а именно обратной.
Опираясь на воспоминания прошедших Вятлаг А. Страдиньша, С. Рацевича, сопоставляя карты 1944, 1974 гг. делаем вывод, что ОЛП-7 был в п. Брусничный:
Страдиньш в 1943 г. описывает полное умирание своего этапа латышей, в связи с чем подкомандировка ОЛП-7 от них освобождается, штабной ОЛП становится хосписом, а потом также пустеет. Уцелевших благодаря усилиям медиков - отправляют сперва в ОЛП-3, а потом, из-за необходимости размещения в ОЛП-3 военнопленных - в ОЛП-4.
Фактически ОЛП-7 перестает существовать к весне 1943 года, умирают все его обитатели, последовательно сменяющие друг друга в бараках и
занимающие в конце концов место на кладбище. Возможно, желанием скрыть этот конвейер смерти от находящегося в Кирове в эвакуации правительства Латвии, у членов которого могли быть прямые и косвенные связи с находившимися в ОЛП-7 представителями цвета интеллигенции и управленческой верхушки страны, продиктован этот маневр цифрами, и соответственно, бесполезно искать в архиве давно уничтоженные первичные документы учета и географической привязки ОЛП и их кладбищ, которые несомненно, существовали. Кроме желания запутать современников и будущих историков - могли быть и другие причины. При сравнении одноимённых территорий по топографическим картам издания 1944 и 1974 гг. находим, что «6-ой Посёлок» накладывается на Ягодный (Посёлок №7). Факт остаётся фактом привязка номеров претерпела уже несомненную инверсию.
Мы едем до п. Лесной, далее в кузове ЗИЛа до п. Ягодный, выгружаемся и несём на себе кресты, металлические подкрестия, оборудование. В экспедиции с нами проводник Александр Александрович Перепелица и члены поисково-спасательного отряда «Пересвет» из г. Кирова Наталья Геннадьевна Бабинцева, Сергей Микоян, Георгий Рудольфович Касьянов, Мария Ботева. Проводник ведёт до захоронения, мы определяем место установки крестов у кромки леса вдоль зимней дороги, очищаем площадку от кустарников, устанавливаем Поклонные кресты. Наступает момент молитвы, зажигаем свечи, лития, молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих, во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших, ихже имена Ты Сам, Господи, веси…
Александр Александрович замечательный собеседник, рассказывает нам о истории колоний, истории посёлков, расположенных вдоль ж/д за п. Лесной вплоть до Крутоборки, конечной станции Гайно-Кайской железной дороги. Низкий вам поклон, дорогой наш проводник – краевед! Спасибо отряду аварийно-спасательного формирования «Пересвет» в лице командира Н.Г. Бабинцевой за сотрудничество! Спасибо нашим незаменимым помощникам Андрею Волоскову, Александру Телёпину, Андрею Цылёву!
Кресты на кладбище — это святыня для каждого христианина.
Поле Памяти обретает очертание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий