среда, 2 декабря 2020 г.

Поле памяти расширяется

 Традиция ставить кресты появилась не сегодня. Кресты напоминают о бренности земного бытия, и о том, что надо благодарить Господа за возможность пребывания на земле каждый час, и каждый день. Каждый человек, независимо от того молился ли он хотя бы иногда с мыслью о Боге, внутренне понимает, что жизнь ему была дана Богом, и уйдёт он из неё опять к Богу. Крест на могиле ставят, чтобы обозначить, что здесь покоится христианин, даже если, этот человек при жизни не отбивал истово поклоны, и не молился Христу непрестанно, но был крещён.

Мы ставим Поклонные кресты на захоронениях Вятских лагерей для превращения их в Поле Памяти.
История России ХХ века содержит в себе периоды великих безумий и злодеяний. Люди не могут жить только бедой и памятью о беде. Люди живут по-бедами. Но те, кто остаются жить после беды, должны все же осознать глубину катастрофы, осмыслить её причины для того, чтобы беда не повторилась. Конечно же, вина за боль пострадавших от репрессий лежит не на нас, не на поколении их потомков, но на нас лежит ответственность за будущее. А без покаянного осмысления трагических ошибок прошлого, без твердого понимания того, что никакие социально-экономические преобразования не могут строиться на репрессиях, на подавлении и уничтожении своих ближних, мы тоже рискуем наступить на те же исторические грабли. Нельзя жить памятью о беде, но нельзя жить и без памяти об ушедших. Поэтому мы, молитвенно вспоминаем дошедшие до нас имена, мы словно вглядываемся в их лица и в исковерканные злом судьбы, пытаясь сочувственно разделить их страдания, и как бы примерить тот крест, который они были вынуждены понести.
14 ноября 2020 г. наша экспедиция выехала для определения захоронения ОЛП-6 Вятлага и установки Поклонных крестов иерею Павлу Болковскому с Украины, погибшему в 1942 г. и псаломщику Владимиру Троицкому из Ленинградской области погибшему в 1938 г. Кресты освятил иерей Анатолий Баталов клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Кирса.
Предполагаемый поиск севернее ст. Лесная, в районе п. Ягодный и Брусничный. Современное название сопоставляет этим поселкам соответственно ОЛП-7 и ОЛП-6, однако есть веские аргументы считать, что в рассматриваемый исторический период, в котором находились в Вятлаге, погибли и были погребены священники, памяти которых посвящены наши усилия, нумерация была другой — а именно обратной.
Опираясь на воспоминания прошедших Вятлаг А. Страдиньша, С. Рацевича, сопоставляя карты 1944, 1974 гг. делаем вывод, что ОЛП-7 был в п. Брусничный:
Страдиньш в 1943 г. описывает полное умирание своего этапа латышей, в связи с чем подкомандировка ОЛП-7 от них освобождается, штабной ОЛП становится хосписом, а потом также пустеет. Уцелевших благодаря усилиям медиков - отправляют сперва в ОЛП-3, а потом, из-за необходимости размещения в ОЛП-3 военнопленных - в ОЛП-4.
Фактически ОЛП-7 перестает существовать к весне 1943 года, умирают все его обитатели, последовательно сменяющие друг друга в бараках и
занимающие в конце концов место на кладбище. Возможно, желанием скрыть этот конвейер смерти от находящегося в Кирове в эвакуации правительства Латвии, у членов которого могли быть прямые и косвенные связи с находившимися в ОЛП-7 представителями цвета интеллигенции и управленческой верхушки страны, продиктован этот маневр цифрами, и соответственно, бесполезно искать в архиве давно уничтоженные первичные документы учета и географической привязки ОЛП и их кладбищ, которые несомненно, существовали. Кроме желания запутать современников и будущих историков - могли быть и другие причины. При сравнении одноимённых территорий по топографическим картам издания 1944 и 1974 гг. находим, что «6-ой Посёлок» накладывается на Ягодный (Посёлок №7). Факт остаётся фактом привязка номеров претерпела уже несомненную инверсию.
Мы едем до п. Лесной, далее в кузове ЗИЛа до п. Ягодный, выгружаемся и несём на себе кресты, металлические подкрестия, оборудование. В экспедиции с нами проводник Александр Александрович Перепелица и члены поисково-спасательного отряда «Пересвет» из г. Кирова Наталья Геннадьевна Бабинцева, Сергей Микоян, Георгий Рудольфович Касьянов, Мария Ботева. Проводник ведёт до захоронения, мы определяем место установки крестов у кромки леса вдоль зимней дороги, очищаем площадку от кустарников, устанавливаем Поклонные кресты. Наступает момент молитвы, зажигаем свечи, лития, молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих, во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших, ихже имена Ты Сам, Господи, веси…
Александр Александрович замечательный собеседник, рассказывает нам о истории колоний, истории посёлков, расположенных вдоль ж/д за п. Лесной вплоть до Крутоборки, конечной станции Гайно-Кайской железной дороги. Низкий вам поклон, дорогой наш проводник – краевед! Спасибо отряду аварийно-спасательного формирования «Пересвет» в лице командира Н.Г. Бабинцевой за сотрудничество! Спасибо нашим незаменимым помощникам Андрею Волоскову, Александру Телёпину, Андрею Цылёву!
Кресты на кладбище — это святыня для каждого христианина.
Поле Памяти обретает очертание.

вторник, 27 октября 2020 г.

30.10.2020 молитва памяти в Вятлаге

30.10.2020 Молитва памяти в Вятлаге
https://vk.com/photo-114077901_457240850 
30 октября в Кирсе у поклонного креста состоится чтение имён политических репрессированных. 

вторник, 20 октября 2020 г.

ОТКРЫТИЕ МУЗЕЯ ВЯТЛАГА

 

В день Покрова Пресвятой Богородицы, престольный праздник

Покровского храма города Кирс Кировской области, в этом храме

открыт музей подвига и исповедничества в ХХ веке на земле

Верхнекамья – «ВятЛаг», созданный на средства областного гранта

министерства внутренней политики Кировской области силами

местных краеведов. Их многолетний труд возвращает из тьмы

забвения имена пострадавших за Веру Христову на вятской земле,

места погребений невинно замученных в Вятлаге в годы репрессий

людей со всех концов страны. Сейчас известны более 60 имён

людей, пострадавших за веру, установлено 23 поклонных креста на

захоронениях отдельных лагерных пунктов. Настоятель храма

иерей Дионисий Путилов с причтом совершил чин освящения,

вручил благодарственные письма создателям музея рассказал о

планах экскурсионной деятельности, служения панихид по

усопшим и молебнов в дни поминовений святых новомучеников.

Руководитель музея Алевтина Николаевна Телёпина

рассказала об истории проекта и его участниках из Кирова, Москвы,

Кирса и других регионов, контактах с потомками пострадавших за

Веру. Особое место в экспозиции занимают прославленные

Церковью новомученики Вятлага — свщмчч. Павел Никольский,

Пётр Крестов и Леонид Виноградов. В экспозиции краткие

биографии, литература о Вятлаге, одежда и вещи узников, их

тетради с акафистами и другие предметы, помогающие воссоздать

атмосферу былых времен, прикоснуться сердцем к эпохе страдания

и подвига наших предшественников.

Еще одна свеча памяти зажжена под Покровом Божией Матери

в Её храме, чтобы светить во тьме беспамятства и равнодушия,

оставленных нам в тяжкое наследство почти вековым господством

безбожия на русской земле, чтобы будить сердца людей, чтобы

быть средоточием памяти народа и Церкви.

Контакты и информация:

https://pominovenie-vyatlag.blogspot.com/?m=1

https://tv-soyuz.ru/peredachi/dokumentalnyy-film-imya-na-kreste

https://pravoslavie.ru/117720.html




понедельник, 20 июля 2020 г.

Пять крестов на месте захоронений

Клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Кирса Кировской области иерей Анатолий Баталов совершил чин освящения Поклонных крестов для установления на захоронениях Вятлага у п. Брусничный священникам из Удмуртии и Латвии.
Знаменательно, что вновь наши труды происходят под молитвенным покровом прп. Сергия Радонежского, в день его памяти, как и первый крест, установленный в 2017 году в Сорде.
18 июля 2020 г. Поклонные кресты памяти были установлены на захоронениях лагпункта №7. Это бывшие лагерные посёлки, тайга, куда можно проехать только на спецтранспорте повышенной проходимости по насыпи железнодорожного пути по шпалам на ЗИЛ-131, только на первой и второй передаче со скоростью человеческого шага.
Установке этих крестов предшествовала огромная исследовательская работа и длительный сбор пожертвований. Господь, наверное, по молитвам погребенных в Вятлаге погибших за Веру Христову открыл нам необходимую информацию, и надо было правильно ее реализовать.
За содействие в реализации проекта низкий поклон Владыке Виктору (Сергееву) Епископу Глазовскому и Игринскому. Кресты установлены: протоиерею Борису Рождаеву, протоиерею Василию Сатрапинскому, иерею Иоанну Корепину, иерею Иоанну Десницкому из Удмуртии, протоиерею Петру Гредзенсу из Латвии. 
На следующий день в храме Покрова Пресвятой Богородицы соборно отслужили Благодарственный молебен во главе с настоятелем храма иереем Дионисием Путиловым Господу Богу - Источнику и Подателю всех благ за помощь данную нам для преодоления трудностей в проекте Хранители Вятлага.





вторник, 14 июля 2020 г.

Новый крест на Поле памяти

В прошедшее воскресенье, 12 июля, на вятлаговском Поле памяти появился новый крест - безвинно и безвременно погибшему иерею Михаилу Юмину



В далёком 1941 г. на месте этого посёлка находился лагпункт, «входные ворота» Вятлага. Сюда поступали эшелоны с заключёнными, но не все доезжали живыми в товарных холодных вагонах в первую военную лютую зиму. «Умер в пути следования» - так сказано в карточке спецучёта о священнике Михаиле Юмине из Удмуртии. Мы едем ставить батюшке крест.
Захоронения находятся за посёлком через поле около леса, на машине не проехать. А. Г. Волосков и К.А. Карачаров собирают воедино 3-х метровый крест с металлическим подкрестием и несут на плечах. На захоронении в Верхнекамской есть неизвестная могилка с оградкой и установленный в 2019 году крест священнику Василию Морошкину из Тверской области. Готовим место и ставим крест безвинно и безвременно погибшему о. Михаилу Юмину. 






понедельник, 6 июля 2020 г.

Часовня на месте захоронений

В субботу, 4 июля, на месте захоронений ОЛП-2 Вятлага (д. Сорда) появилась часовня-беседка. Она посвящена памяти новомучеников, пострадавших в годы советских репрессий. Прихожане храма Покрова Пресвятой Богородицы Кирса построили часовню своими руками.


Строить часовню подобралась замечательная команда, дружная, работящая. Николай Морозов предоставил пиломатериал, Евгений Позолотин из г. Кирова расходный материал, Дмитрий Кучаев на ЗИЛ-131 привёз шпалы, доски, брус на место строительства. Диакон Покровского храма Анатолий Баталов прочитал молитвы на начало всякого дела и закипела работа. Андрей Волосков из п. Гарь, Инна Шевчук из г. Кирова приготовили площадку, выкосили траву, распилили валежник, место стало просторное и светлое. Мужчины построили открытую часовню 2 х 2 с четырёхскатной крышей, на коньке которой установили главку с православным крестом.

Захоронения у Сорды обнаружили в 2017 году и установили крест в память о Марии Малышевой. Потом на месте захоронения появились кресты памяти протоиерея Димитрия Орехова, иерея Иоанна Москаленко, повесили табличку с именем протоиерея Павла Никольского.

Для полного завершения часовни необходим профнастил и обшивочная доска.







понедельник, 1 июня 2020 г.

Новые поклонные кресты на Поле памяти

Марьина горка, так называется место захоронений при сангородке ОЛП-4 в посёлке Полевой-2 Верхнекамского района Кировской области. Нам известны имена шестнадцати репрессированных священников, монахинь и церковников, похороненных на этом месте. Сегодня мы поехали туда ставить Поклонный крест и информационный баннер о жизненном пути священномученика Павла Никольского.


 С большим трудом, с преодолением многих моментов документальный материал о священномученике Павле Никольском и свщмч. Петре Крестове (погиб в ОЛП-1, п. Рудничный) собрала рязанский историк, церковный краевед Ольга Господинова, а содействовал и опекал развитие этого направления священник о. Михаил Хлыстов, настоятель храма вмц. Параскевы в с. Панино, клирик Рязанской митрополии.

 Мы заехали в п. Рудничный в Никольский храм к батюшке Леониду Сафронову, он отслужил чин благословения и освящения креста.

 

Около п. Созимского нас встретил наш хороший друг и соработник Вячеслав Зорин. Мы перекладываем всё оборудование в его УАЗ с прицепом и едем дальше, к п. Полевому-2, и через болотистую местность к цели. На Марьиной горке определяемся, где поставить крест и где установить баннер. Баннер привезли и устанавливают Сергей Михайлович Коновалов и его сын Максим из г. Кирова. Много времени уходит на бурение отверстий в глинистой земле. Сообща ставим крест, поднимаем конструкцию баннера. Готово.

 Все участники экспедиции – православные христиане, но читать литию о всех погребенных на этой земле доверяют нам с Андреем Волосковым, прихожанином нашего Покровского храма г. Кирса, а добрые дела остальных заменяют молитву. «…Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабам Твоим и сотвори им вечную память».

 Благодарим всех, кто молился о благословении Божьего дела Памяти свщмч. Павла Никольского – епископа Глазовского и Игринского Виктора; руководителя Вятской епархиальной группы по сбору материалов о новомучениках ХХ века протоиерея Андрея Лебедева и наших дорогих батюшек, и знакомых, и незнакомых православных людей во всех уголках нашей страны!




В этот же день установили и поклонный крест на месте захоронения  священника Димитрия Орехова, погибшего во 2 лагпункте Вятлага, ставить Поклонный крест. 
Территория кладбища покрыта травой и неброскими цветами, весенняя вода спала и провалы могил смотрят на нас тёмными глазницами. Сиротливо на деревьях висят четыре каркаса от украденных баннеров, рассказывавших о жизненном пути репрессированных священников, похороненных здесь. Рядом на могильном холмике разместилось гнездо с птенчиками, родители летают над нами и щебечут, мы понимаем, что это знак от отца Димитрия, он здесь.
Первого июня день памяти батюшки Димитрия Орехова и так вышло, что в эти дни ставим деревянный крест на месте его упокоения. Крест тяжёлый трёхметровый, плюс металлическое подкрестие, нас всего трое, даже двое, двое мужчин, но с Божией помощью крест поставлен. И сразу радость, радость от соприкосновения с вечностью и слёзы: «милые Вы мои, родные, как Вы смогли сохранить Веру голодные, бесправные, работая тупыми пилами, съедаемые комарами, в болоте, сырые и униженные...»
Упокой, Господи, души усопших… Читаем литию, птичка садится на гнездо. 


суббота, 4 апреля 2020 г.

+ 24.12.1938 (член ц-совета) Феодор МОЧАЛИН (Нижегородская область — ОЛП-04, Вятлаг)

[4363, ОЛП-4, МОЧАЛИН Федор Сергеевич, 51 год: 1887 - 24.12.1938]

В Вятский ИТЛ (Вятлаг) НКВД СССР прибыл 22.02.1938 года из тюрьмы г. Горького.
Находился в лагпунктах Комендантский, № 4 Вятлага.

Умер 24.12.1938 года в лазарете лагпункта № 4 Вятлага. Смерть последовала от нарастающей слабости сердечной деятельности при наличии колита. Погребен 29.12.1938 года на кладбище лагпункта № 4 Вятлага.

Описание личности: рост и телосложение - средние, курносый, цвет волос - тёмно-русый, глаза - карие.

Инвалид.

Семья:
-жена Мочалина Екатерина Ивановна, 52 года;
-дети: Евдокия, 16 лет; сын Иван, 12 лет.

[АРЕСТ по месту рождения - поселок Красный Родник
РОЖДЕНИЕ в селе Полдеревка Полдеревского сельсовета Выксунского района Нижегородской области]

русский, социальное происхождение из крестьян-середняков. Образование - 3 группы (так в документе). Социальное положение - колхозник. Специальность - плотник 3-ей руки. Стаж - 7 лет. , колхозник, специальное указание: «из единоличников; член церковного совета».
Служил в 1909-1911г.г. в старой армии. Бывший организатор и руководитель контрреволюционного восстания в 1918 году, состоял под судом за хищение фуража из колхоза. В первый раз был арестован 16 марта 1932 г., обвинялся по статьям 58 пункт 10 и 58 пункт 11 УК РСФСР, 19 августа 1932 г. Приговорен тройкой ОГПУ к 3 годам концлагерей (условно). Архивное дело: 16186. Работал с 1934г. по 1937г. плотником в колхозе «Родина». Второй раз арестован арестован 27.10.1937 г., подвергнут 20(22).11.1937 г. тройкой при УНКВД по Горьковской области как «контрреволюционный элемент» (статья 58 пункт 10-1 УК РСФСР) к 10 годам лишения свободы, начало срока - 27.10.1937 г., конец срока - 27.10.1947 г., прибыл в Вятлаг 22.02.1938 г. Из Горького (Нижний Новгород), специальное указание: «категория трудопригодности – физический труд средней тяжести».
СКОНЧАЛСЯ через 10 месяцев - 24.12.1938 г., 4 лагпункт («сангородок»), поселок Полевой-2, реабилитирован ; спустя два года после его кончины «дело прекращено 16.12.1939 г.»

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Полдеревка — село в городском округе город Выкса Нижегородской области России. Население — 91[2] (2010) чел.
По автомобильным дорогам расстояние до областного центра — города Нижнего Новгорода — составляет 220 км[3], до окружного центра — города Выксы — 37 км[4]. На западе села протекает река Велетьма. Абсолютная высота — 151 метр над уровнем моря[
%%%

Точное время образования Полдеревки, к сожалению, неизвестно. По одним данным, переселенцы из других волостей начали обживать здешние места во время правления Ивана IV (Грозного) в середине XVI века, а по другим сведениям – значительно позже, в 40-х годах XVII века, при царе Михаиле Фёдоровиче Кротком.
С полной уверенностью можно лишь сказать, что зарождалась она в крайне непростой для государства период, когда люди в поисках лучшей жизни массово покидали обжитые места. На протяжении нескольких сотен лет в нашей стране проходил постоянный процесс осваивания новых территорий, поскольку определённая часть населения всегда была «в движении», но на рубеже XVI-XVII веков переселенцев  было особенно много. 
Причин, из-за которых в Русском царстве периода XVI-XVII веков простой народ оставлял родные дома, можно с ходу привести добрый десяток, но самые основные из них следующие:
  • к XVI веку крестьяне перестали облагаться прямым налогом и, став более самостоятельными, могли переезжать по своему выбору на другие территории;
  • разорение городов и деревень на Руси (последствия Ливонской войны и террора дружинников царя), эпидемии, неурожаи и т.д.;
  • в XVI веке в стране резко увеличилась доля поместного землевладения. На практике это означало, что процесс раздачи служивому народу участков казённой земли во временное или пожизненное личное владение привёл к резкому уменьшению численности черносошных крестьян (категория людей на Руси в XV-XVII веках, которые трудились не на помещиков, а в пользу государства – прим. авт.) в центре страны. В результате практически все земли в этих районах были заброшены, поскольку крестьяне массово покидали прежние места обитания.
Издавна воскресенье на Руси для верующих – особый выходной день, посвящённый Богу. Потому, следуя давней традиции, раз в неделю полдеревская церковь открывает свои двери для местных прихожан для воскресного богослужения. Этот храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы в советское время был надолго заброшен, работы по его восстановлению начались лишь в 2011 году. Стройка велась рекордными темпами, и уже в сентябре 2012 года епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил чин освященияИстория умалчивает, откуда конкретно прибыли в наши края будущие основатели Полдеревки, но известно, что на здешней территории изначально были все условия для проживания. Наличие источника воды (р. Велетьма и многочисленные лесные родники) и хорошей плодородной земли сыграли решающую роль при выборе места. К тому же, вся окрестность была окружена на много километров густым сосновым бором, а лес – это необходимые стройматериалы и естественная защита от ветра.
Топоним «Полдеревка» в нашей краеведческой летописи имеет несколько вариантов происхождения. Дело в том, что в Средние века на Руси точные и гуманитарные науки находились практически в зачаточном состоянии, а если ещё упомянуть о тотальной неграмотности населения, стоит ли удивляться, что не всегда удаётся установить все даты и события при описании какого-либо населённого пункта. Все четыре версии о происхождении интересующего нас топонима связаны с одним словом «половина», и каждая из этих гипотез в той или иной степени имеет право на жизнь.

Версия №1

Весьма экзотическая трактовка происхождения названия деревни («половина деревка») связана с историческим фактом, когда через местные земли в 1552 году проходили войска Ивана Грозного, направляющиеся на взятие Казани. Уставшие воины расположились здесь на отдых, однако во время стоянки разразилась нешуточная буря, и молнией во время непогоды снесло половину дерева, росшего неподалёку от лагеря. Эта гипотеза весьма правдоподобна, однако возникает резонный вопрос: каким же образом переселенцы узнали, как бравые вояки Грозного во время своего похода назвали здешние необжитые земли?!

Версия №2

Альтернативная версия-двойник похожа на вышеприведённый вариант с той лишь разницей, что главным фигурантом в этой истории выступает обычный народ. По легенде, странствующие люди, утомившись после дальней дороги, решили заночевать на небольшой поляне, посередине которой стояло дерево. Ночью была гроза, а утром выяснилось, что молния попала в ствол и разломала его до середины.

В крепком на вид заброшенном строении зияет огромная дыра слева (вид со стороны автобусной остановки). В царские времена умели строить на века, так неужели каменная постройка сейчас настолько ветхая, что уже начала рушиться? Ответ на сей вопрос неожиданный: оказывается, здание задел по касательной тяжёлый лесовоз и кирпичный угол строения осыпался, не выдержав удараВерсия №3

Есть предположение, что Полдеревка – это бывшая часть соседнего села Чупалейка («полдеревни»). Приводя это объяснение, надо отметить следующее: хотя расстояние между двумя пунктами и минимальное, около трёх километров, полдеревские жители отличались от чупалейцев одеждой, ведением хозяйства и даже речью (тут, по всей видимости, имеются в виду мордовские семьи, проживающие на тот момент в Чупалейке – прим. авт.).

Версия №4

Вполне возможно, что название возникло из-за деления при раздаче служивым дворянам («половина деревни»). В качестве доказательства этой версии приводятся данные о том, что местные земли в XVI веке принадлежали дворянину Леонтию Панову, которые затем были разделены между состоятельными людьми в начале XVII века.
Современному горожанину трудно представить себе те нелёгкие условия, в которых жили русские крестьяне 200 или 300 лет назад. Классическая деревня тех лет – это одна-две улицы с деревянными домами и скудными дворовыми постройками. На протяжении многих десятков лет жизнь обычного землепашца – это ежедневный физический труд, к которому приучали с малых лет, иначе в деревне попросту не выжить. Даже после родов женщина обычно уже на третий день вставала и принималась за домашнее хозяйство. Практически все деревенские семьи царских времён были многодетными, во многих домах одновременно проживало по 10-16 человек. Поместить всех проживающих в одной-двух комнатах крестьянской избы было, конечно, сложно, потому зачастую наверху, под потолком, делали полати – деревянную лежанку, устроенную между русской печью и стеной избы. Грубый стол, за которым обедала вся семья, располагался, как правило, в центре комнаты. Большая русская печь, передний угол с иконами и лампадой, вместо привычных стульев – длинные скамьи. Орудия труда, посуда и одежда в большинстве домов – самодельные. И такую картину из крестьянской жизни периода XVII-XVIII веков можно усмотреть не только в Полдеревке, ибо общие условия быта и труда в небольших деревнях Нижегородчины как две капли воды похожи друг на друга.
Статус села Полдеревка получила в 1859 году, когда на здешней территории была построена церковь Живоначальной Троицы купцом первой гильдии Иваном Ступиным. В послевоенное время этот храм пришёл в запустение, поскольку последнего местного служителя церкви отца Иоанна (Малова) репрессировали в 1937 году. Стоит отметить, что к Троице (в данном случае имеется в виду богословский догмат – прим. авт.) у полдеревских жителей всегда было особое почтение даже во времена большевистского притеснения религии. Во многих деревнях нашего округа с давних лет отмечают престольные праздники. Скажем, в деревне Покровка таким всеобщим праздником был Покров, а вот в Полдеревке жители проводили народные гулянья на Троицу, – в один из главных христианских праздников, отмечавшийся на 50-й день после Пасхи (обычно конец мая – начало июня).
В конце XIX века Полдеревка получила статус волостного села. К этому времени численность местных жителей настолько увеличилась, что появилась необходимость строить начальную школу. Учеников в местном учебном заведении всегда было много. Такое положение с хорошей наполняемостью сохранялось вплоть до 70-х годов XX века.
Чупалейский краевед И.А. Колобаев приводит данные из источника 1913 года, где указывается, что на тот момент «Полдеревская волость была одной из 29 волостей Ардатовского уезда Нижегородской губернии». В начале XX века в селе насчитывалось свыше 700 домов, и это число не было конечным, поскольку общее количество местного населения постоянно увеличивалось. Разумеется, работы на всех не хватало, и потому часть людей уходили в местные леса заготавливать дёготь. Полученный продукт частично продавали, какую-то долю использовали в хозяйстве (например, дёгтем смазывали ступицы колёс в телегах), а часть использовали для лечения детей и домашнего скота.
Впрочем, до прихода к власти большевиков далеко не все местные крестьяне проживали в большой нужде, были среди них и зажиточные. Например, полдеревский житель Иван Андриянов владел мельницей и большим двухэтажным кирпичным домом, в котором располагались медицинский пункт и магазин. После раскулачивания Андриянов был вынужден уехать в Кулебаки, а Советская власть использовала конфискованный дом в интересах жителей. В частности, магазин и медкабинет остались на прежних местах, а на втором этаже здания открылись сельский клуб и библиотека.
В Полдеревскую волость определённое время входили выселки (виды крестьянских поселений – прим. авт.) Новоилькино, Новая и Шернавка, деревня Чупалейка и, собственно, сама Полдеревка. После прихода к власти большевиков уезд была упразднён постановлением от 13 марта 1919 года, после чего вышеперечисленные населённые пункты включили в состав Новодмитриевской волости. Спустя ещё несколько лет, в ходе административно-территориальной реформы в СССР, всё уездно-волостное деление было заменено районным. После выхода постановления от 14 февраля 1928 года сёла и деревни бывших Полдеревских и Новодмитриевских волостей окончательно перешли в состав Выксунского округа.
В 1921 году из-за нехватки земельных наделов 28 крестьянских семей покинули Полдеревку, но переехали относительно недалеко – всего на несколько километров дальше от прежнего места проживания. Вчерашние переселенцы стали активно осваивать новую площадь, в результате чего на географической карте страны появилось новая деревня – Тумалейка. А спустя семь лет полдеревские жители основали ещё один населённый пункт, и случилось это после страшных пожаров в 1928 году, когда в селе сгорел 101 дом. Погорельцы не стали отстраивать новые избы на прежнем месте, а снова переселились на соседнюю территорию. Результат этих переездов – появление деревни Красный Родник, находящейся в 12 км от Полдеревки.
Так уж получилось, что в богатой местной истории не единожды случались печальные события, связанные с различными бедствиями и стихиями. Село словно магнитом притягивало к себе огонь и ветер. Спустя несколько лет после вышеописанного пожара, 7 июня 1935 года, разразилась страшная буря, нанёсшая значительный вред постройкам и посевам. Через 26 лет, в 1961 году, в Полдеревке во время второго мощного пожара пламенем было объято 15 домов. А относительно недавно, в 2009-м, здесь произошло ещё одно ЧП с возгоранием, и тогда огонь распространился на 10 построек. Три мощных пожара за 80 лет в одном пункте – это, безусловно, трагедия. Будто сама судьба испытывала селян на прочность, но всё же часть полдеревских жителей в дальнейшем находили в себе силы не покидать родной уголок и отстраивали здесь свои дома заново.

Самые заметные даты и события в Полдеревке за последние 100 лет:

Полдеревка, съёмка – июль 2015 г. На момент выхода статьи в селе числилось 60 домов, в которых проживают постоянные жители, и ещё 40 построек используются приезжими как дачи1922 г. – полдеревские активисты Я.В. Саратовцев, Н.А. Макаров и И.С. Курицын организуют становление Советской власти в селе мирным путём.
Конец 20-х – начало 30-х гг. прошлого века – общая тяжёлая экономическая ситуация в стране приводит к тому, что в Полдеревке усиливаются безработица и обнищание местных крестьян. Например, работая на лошади и получая за свой труд в среднем 30 рублей в месяц, обычный житель еле сводил концы с концами. Для сравнения – цены 1928 года: фунт подсолнечного масла тогда стоил 1 руб. 60 коп., десяток яиц от 30 до 70 коп., а за пуд муки на рынке просили до 20 рублей.
1933 г. – в селе образован колхоз, названный в честь тогдашнего наркома по военным и морским делам СССР Климента Ворошилова.
1957 г. – в юбилейную годовщину Октябрьской Революции происходит переименование местного колхоза в «40 лет Октября». С каждым последующим годом полдеревский колхоз набирал обороты и в дальнейшем включал в себя следующие животноводческие объекты: сушилка, конюшня, овчарня, телятник, два коровника (в обоих было по 12 групп крупно-рогатого скота, каждая насчитывала по 27-30 голов).
1964 г. – запуск полдеревского рыбопитомника, на тот момент входившего в состав Горьковского рыбокомбината. На балансе сельского рыбхоза имелись несколько прудов – выростной, запасный, нагульный, нерестной и зимовальный.
1965 г. – образован совхоз «Чупалейский», в объединённый состав которого вошёл полдеревский колхоз. После интеграции двух соседних хозяйств в селе был построен курятник для разведения домашней птицы.
70-е годы прошлого века – наивысшая точка социального благополучия в Полдеревке. В эти годы в селе функционировали школа-четырёхлетка, магазин, ФАП, кузница и библиотека.
1990 г. – после того, как все рыбные хозяйства области были переведены на самостоятельный баланс, полдеревский рыбхоз наращивает темпы роста по выпуску рыбной продукции, и в этом же году сдал в эксплуатацию три новых двухквартирных дома для своих работников.
Начало-середина 90-х годов прошлого века – полдеревское отделение совхоза «Чупалейский» после ряда преобразований переименовано в ТОО «Полдеревское». Общая экономическая неустойчивость в стране приводит к тому, что часть жителей (в первую очередь, молодёжь) уезжает из села.
2001 г. – банкротство ТОО «Полдеревское».
На момент выхода статьи частный «Рыбхоз «Полдеревский» по-прежнему успешно функционировал, и в нём были заняты на работах полтора десятка местных жителей. То есть худо-бедно проблема с занятостью населения здесь частично решена. Несколько лет назад двери для прихожан открыла восстановленная Троицкая церковь. В Полдеревке работает магазин, есть водопровод, но нет газа и фельдшерского пункта, а это всё-таки серьёзные минусы для современного села. Тем не менее, жизнь тут идёт своим ходом, и первое доказательство этого утверждения – гуляющие дети на улицах села. Однако ни одной игровой площадки для детских занятий, кроме самодельной песочницы возле одного из домов, здесь обнаружить не удалось.
Я люблю своих земляков и всегда радуюсь, когда в наш клуб селяне приходят отмечать разные праздники. Село живёт, а мы продолжаем его летопись, – рассказывает о нынешнем положении дел в Полдеревке заведующая местным Домом досуга Валентина Зайцева. – Конечно, развитие здесь идёт не такими быстрыми темпами, как в других крупных сёлах нашего округа, но, к примеру, за последние несколько лет в Полдеревку переехали несколько семей. Значит, по-прежнему нужна людям деревня, есть желание уехать от городской суеты и трудиться на своей земле. Надеюсь, число приезжих и впредь будет увеличиваться, хватит нашим деревням терять людей, пора навёрстывать упущенное…
Дмитрий Макаров. Фото автора. 
Редакция «ВР» благодарит И.А. Колобаева и В.И. Зайцеву за помощь в подготовке материала при написании статьи
%%%


Мочалин Федор Сергеевич (1887)



  • Дата рождения: 1887 г.
  • Место рождения: Горьковская обл., Выксунский р-н, с. Полдеревка
  • Пол: мужчина
  • Национальность: русский
  • Профессия / место работы: крестьянин-единоличник, член церковного совета
  • Место проживания: Выксунский р-н, с. Полдеревка
  • Дата смерти: 24 декабря 1938 г.
  • Место смерти: в заключении

Мера пресечения: арестован
  • Дата ареста: 16 марта 1932 г.
  • Обвинение: 58, п. 10, -11
  • Осуждение: 19 августа 1932 г.
  • Осудивший орган: тройка
  • Приговор: к 3 г. концлагеря условно

Архивное дело: 16186
  • Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Нижегородской обл.
%%%
МОЧАЛИН ФЕДОР СЕРГЕЕВИЧ
Год рождения
1887
Место рождения
Горьковская обл., Выксунский р-н, с. Полдеревка
Национальность
русский
Работа
крестьянин-единоличник. В 1932 г. находился под арестом 5, 5 мес.
Место проживания
Выксунский р-н, п. Красный родник
Мера пресечения
арестован
Дата ареста
26 октября 1937
Осуждён
тройка
Дата осуждения
22 ноября 1937
Обвинение
58-10 ч.1
Приговор
к 10 г. ИТЛ. Дело прекращено _16.12.1939_ г.
Умер в местах заключения
, Умер в Вятском ИТЛ _24.12.1938_ г.
Архивное дело
11034
Источник
Книга памяти Нижегородской обл.
 (1887,Выксунский р-н,с.Полдеревка--,1937) русск., крестьянин-единоличник, житель: Выксунский р-н, пос. Красный родник Арест: 1937.10.26 Осужд. 1937.11.22 тройка. Обв. 58-10 ч.1 Приговор: к 10 ИТЛ. Дело прекращено 1939.12.16 Умер в Вятском ИТЛ 1938.12.24 [Книга памяти Нижегородской обл.]

Мочалин Федор Сергеевич

 (1887--,1932) русск., крестьянин-единоличник, член церковного совета, житель: Выысунский р-н,с.Полдеревка Арест: 1932.03.16 Осужд. 1932.08.19 тройка. Обв. 58-10, -11 Приговор: к 3 концлагеря условно [Книга памяти Нижегородской обл.]
%%%