«Вятлаг – поле памяти новомучеников на Вятской земле».
Автор:Протоиерей Андрей Лебедев, член комиссии по канонизации святых Вятской епархии, преподаватель Вятского духовного училища.
Доклад на секции «Увековечение памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех пострадавших в годы гонений» XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений.
28 января 2020 года, г. Москва, Храм Христа Спасителя.
Имена на кресте. Вятлаг. Старцево.
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
А. А. Ахматова
Тема, связанная с сохранением исторических кладбищ, заставляет вспомнить о самой сердцевине христианской веры. Христианство в каком-то смысле можно назвать «религией гроба», ведь главная святыня христианства - Гроб Господень, главный христианский храм в Иерусалиме - храм Гроба Господня. Это нам напоминает, что сердцевина нашей веры - вера в Воскресение Христа, в восстание Его из гроба и если Христос не воскрес, говорил апостол Павел, то вера наша тщетна.
Гроб Христов стал краеугольным камнем нашей веры. Отсюда в христианстве особое, сакральное отношение к могиле, к гробу. Это выражено в русском языке особой лексикой. У нас кладбище, например, называется от слова «клад» - место, где хранится драгоценное сокровище. Мертвых «хоронить» от слова «хранить», то есть сбережение могилы. Гроб на Руси называли «домовиной», от слова «дом». Кладбище обязательно посещали в дни памяти усопших. Кладбище - это место, где исповедовали свою веру, духовную, молитвенную связь с предками.
На кладбищах, которые во многих религиозных системах являются местом табуированным, в христианстве, наоборот, строили храмы, часовни. В этом смысле становится понятна знаменитая фраза Пушкина:
«Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам».
Отеческие гробы вызывают священный трепет, сакральную любовь и почитание, мистическую связь. Понятие Родины неотделимо от понятия родных могил. Это корни древа народа.
(...)
Наша память не полна, если мы не знаем места погребения. Естественное желание почтить память усопшего посещением могилы, служением панихиды. Как сказал герой Достоевского, самое страшное, когда человеку некуда пойти. Хотя в произведении был другой контекст, но в данное теме оно уместно. Нам некуда пойти, почтить наших героев, нам подчас не найти «концов» нашей истории и на нашей земле мы не можем почтить своих же героев.
Поэтому должна быть особая программа возрождения не только кладбищ, а конкретных могил исторических личностей России. Должна быть какая-то целевая программа, требующая больших усилий. Во-первых, требуется определить место погребения, степень его сохранности, восстановить надгробие, обеспечить сохранение могилы, приписать к какому-то учреждению. Понятно, что в силу социальных катаклизмов ко многим могилам некому прийти, нет живых потомков, они либо далече, либо уничтожены. Эти могилы осиротели, значит, эту функцию на себя должны взять ведомства, храмы, школы, а может, даже и семьи.
Могила жива, когда к ней приходят.
прот. Геннадий БеловоловПоэтому должна быть особая программа возрождения не только кладбищ, а конкретных могил исторических личностей России. Должна быть какая-то целевая программа, требующая больших усилий. Во-первых, требуется определить место погребения, степень его сохранности, восстановить надгробие, обеспечить сохранение могилы, приписать к какому-то учреждению. Понятно, что в силу социальных катаклизмов ко многим могилам некому прийти, нет живых потомков, они либо далече, либо уничтожены. Эти могилы осиротели, значит, эту функцию на себя должны взять ведомства, храмы, школы, а может, даже и семьи.
https://ruskline.ru/news_rl/2013/09/24/mogila_zhiva_kogda_k_nej_prihodyat/
Осенью 2018 года к забытым могилам узников Вятлага отправилась поисковая группа кировского поисково-спасательного отряда "Пересвет", на обнаруженном лесном кладбище воздвигнут поклонный крест, первую панихиду у которого совершил настоятель Покровского храма г. Кирс о. Дионисий Путилов с прихожанами
ВЯТЛАГ 2018 СТАРЦЕВО
В древности, когда христиане были ближе и к своим языческим корням, и к волнующему, потрясающему опыту обращения, к откровению во Христе и через Него Живого Бога, о смерти говорили как о рождении в вечную жизнь. Смерть воспринималась не как конец, не как окончательное поражение, а как начало. Жизнь рассматривалась как путь к вечности, войти в которую можно было открывшимися вратами смерти. ...
... В Евангелии говорится, что если семя не умрет, то не принесет плода, а если умрет, то принесет плод в тридцать, в шестьдесят и во сто раз. Именно это может произойти, если мы всем сердцем, всем умом и памятью, всей нашей чуткостью, во всей правде задумаемся над жизнью усопшего. Будь у нас мужество воспользоваться этим мечом, именно Божиим мечом, чтобы разделить свет от тьмы, чтобы со всей доступной нам глубиной отделить плевелы от пшеницы, тогда, собрав весь доступный нам урожай, каждый из нас, каждый, кто знал усопшего, принес бы плод его жизни, стал жить согласно полученному и воспринятому образу, подражая всему, что достойно подражания в жизни этого человека.
митр. АНТОНИЙ Сурожский
Комментариев нет:
Отправить комментарий