вторник, 31 марта 2020 г.

+ 25.07.1942 старообрядческий наставник Василий ДМИТРИЕВ (Саратовская область — ОЛП-04, Вятлаг)


[34165, ОЛП-4, ДМИТРИЕВ Василий Гордеевич, 68 лет: 22.03.1874 - 25.07.1942 ]

Прибыл в Вятлаг НКВД 30.10.1940 г.

Находился в ОЛП № 1,4.

Умер 25.07.1942.

[АРЕСТ Архангельская область, Котласский район, лесхоз Бост, лесобиржа
РОЖДЕНИЕ в селе Монастырское Монастырского сельсовета Калининского района Саратовской области]

Священник-старообрядец, русский, из служащих, образование низшее. Первый раз был арестован 22.02.1931 г., подвергнут 10.04.1931 г. тройкой при полномочном представительстве ОГПУ по Нижне-Волжскому краю за антисоветскую агитацию к 10 годам лишения свободы»приговорен 08-09.01.1939 г. Архангельским областным судом по статье 58 пункт 10-1 УК РСФСР к 7 годам лишения свободы и 3 годам поражения в правах, начало срока - 08.06.1938 г., конец срока - 08.06.1945 г., [видимо, под конец первого срока решили добавить второй - еще 7 лет]. Прибыл в Вятлаг 30.10.1940 г. из Котласа (Архангельская область)
СКОНЧАЛСЯ 25.07.1942 г. [голод?] , 4 лагпункт («сангородок»), поселок Полевой-2, реабилитирован 16.05.1989 г. прокуратурой Саратовской области

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

РОЖДЕНИЕ в селе Монастырское Монастырского сельсовета Калининского района Саратовской области

Метрические книги
Монастырское, с., Аткарский уезд
в ГАСО, опись 2 фонд 637.
http://saratov.rusarchives.ru/bd/metr_bd/metr_prav/m/50.html
на карте они все рядышком
Панцыровка приписная деревня Монастырского.

Расположено в восточной части района, на левом берегу реки Баланда, в 20 километрах от районного центра Село было образовано в 1760 году как монастырская слобода. В селе имеется средняя образовательная школа, клуб, и почтовое отделение.

23 сентября в селе Монастырское Калининского района по решению Совета депутатов Симановского муниципального образования и непосредственном участии главы сельского поселения И.П.Трышкина торжественно открылась мемориальная доска памяти М.Н.Алексеева - писателя-фронтовика, Героя Социалистического Труда, почетного гражданина Саратовской области.
Этот народный проект осуществили жители села Монастырское, которые проявили инициативу и вложили материальные средства в увековечивание памяти знаменитого земляка.
Мемориальная доска установлена на фасаде здания общеобразовательной школы с.Монастырское. Памятная Доска увековечила факт, что замечательный советский писатель Михаил Алексеев родился и жил в селе Монастырское в период с 1918 по 1936 гг. При жизни М.Н.Алексеев принял непосредственное участие в решении вопроса по строительству сельской школы, в тот период он был депутатом Верховного Совета РСФСР. Об этом сообщает пресс-служба областной администрации

метрические книги — родители, родственники

Место служения (старообрядческий священник)

ДМИТРИЕВ Василий Гордеевич, священник-старообрядец

02.12.2014
1874, 22 марта - родился и проживал в с. Монастырское Баландинского р-на Нижнее-Волжского края (ныне Саратовской обл.). Из крестьян.
1931 - за “антисоветскую агитацию” выслан в Северный край на 10 лет. Наказание отбывал в г.
1931, 22 февраля – арестован по обвинению в “антисоветской агитации”.
1931,10 апреля – по постановлению тройки ПП ОГПУ Нижне-Волжского края выслан в Северный край на 10 лет.
1938, 8 июня - арестован по обвинению в "контрреволюционной агитации" как участник "контрреволюционной группировки церковников".
1939, 9 января – по приговору Архангельского областного суда заключен в ИТЛ на семь лет с поражением в правах на три года.
1942, 20 июля - умер в местах лишения свободы.
1993, 29 марта - реабилитирован посмертно.

Дмитриев Василий Гордеевич (1888)



  • Дата рождения: 1888 г.
  • Место рождения: Нижне-Волжский кр., Баландинский р-н, с. Монастырское
  • Пол: мужчина
  • Профессия / место работы: крестьянин-единоличник.
  • Место проживания: Нижне-Волжский кр., Баландинский р-н, с. Монастырское

Мера пресечения: арестован
  • Дата ареста: 22 февраля 1931 г.
  • Обвинение: за а/с агитацию
  • Осуждение: 10 апреля 1931 г.
  • Осудивший орган: тройка при ПП ОГПУ НВК
  • Приговор: 10 лет.
  • Дата реабилитации: 16 мая 1989 г.
  • Реабилитирующий орган: Саратовской областной прокуратурой

Архивное дело: ОФ-26817
  • Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Саратовской обл. - подготовительные материалы






+ 25.07.1942 монахиня Ольга НЕГАНОВА (Костромская область — ОЛП-04, Вятлаг)


[4545, ОЛП-4, НЕГАНОВА Ольга Федосеевна, 47 лет: 1895 — 25.07.1942]

Прибыла в Вятлаг НКВД 22.02.1938 г. из тюрьмы г. Горького.

Находилась в ОЛП: комендантском, № 4,5,4.

Категория трудоспособности - вторая, работала портнихой, к работе относилась добросовестно, в быту вела себя хорошо, взысканий не имела. Медицинское освидетельствование от 10.04.1940 г. - инвалид 1 категории.

Умерла 25.07.1942 г. в лазарете 4 лагерного пункта от туберкулеза легких. Захоронена 27.07.1942 г. в могиле № 46 в деревянном гробу на кладбище 4 лагерного пункта.

Описание личности: рост - средний, телосложение - среднее, цвет волос - черный, цвет глаз - карий, нос - обычный.

[АРЕСТ Нижегородская область, обитель Николая Угодника (с. Николо-Шанга Шарьинского района)
РОЖДЕНИЕ в деревне М.Рамень Павинского района Костромской области]

Русская, без специальности, образование 3 года, портниха и фотограф, беспартийная, социальное происхождение из крестьян-середняков, социальное положение - монашка Николо-Шангской церкви, девица, не замужем, работала няней у частных лиц, не судимая. спец указание: «служительница культа - монашка». Арест 14.08.1937 г. как «контрреволюционный элемент» (статьи 17-58 пункт 8, 58 пункт 9, 58 пункт 10 и 58 пункт 11 УК РСФСР). Приговорена 20.11.1938 г. тройкой при УНКВД по Горьковской области к 8 годам лишения свободы, начало срока - 14.08.1937 г., конец срока - 14.08.1945 г., прибыла в Вятлаг 22.02.1938 г. из Горького (Нижний Новгород). СКОНЧАЛАСЬ через четыре с половиной года 25.07.1942 г. [последствия голода первой военной зимы?], 4 лагпункт («сангородок» для умирающих), поселок Полевой-2 По году репрессий 1937 реабилитирована


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

РОЖДЕНИЕ в деревне М.Рамень Павинского района Костромской области
храм - ? метрические книги: родители, родственники

монашка Николо-Шангской церкви, обитель Николая Угодника - ?

О храме: Первая деревянная церковь построена в городе на средства прихожан в 1916. В 1929 закрыта, в здании сначала располагался клуб, затем кинотеатр "Северный", а в последние годы музей. В 1991 передана верующим. Старое здание сгорело в 1998 и было заново отстроено. В настоящее время это деревянная одноглавая шатровая церковь с трапезной и колокольней. С подробной историей храма и прихода можно познакомиться по ссылке http://www.nikolaos.ru/history

Название

Церковь Преображения Господня в Николо-Шанге

Синонимы названия

Церковь Николая Чудотворца в Николо-Шанге

Обиходные названия

Николо-Преображенская церковь; Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь; Преображенская церковь; Спасо-Преображенская церковь; Спасопреображенская церковь; Спаса Преображения церковь; Спасская церковь


Никольский храм с. Николо-ШангаСтраница приходаРусская Православная Церковь, Костромская митрополия, Галичская епархия15-й благочиннический округ

Контактная информация

info@kostromaeparhia.ru
+7 (49449) 2-14-44
Адрес:
157512, с. Николо-Шанга, ул. Ю. Смирнова, 1, Шарьинский район, Костромская область
  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Настоятель: протоиерей Вячеслав Королев
  • Престольные праздники:
    • Преображения Господня - Август 19 [по н.с.]
    • Макария Желтоводского - Август 7 [по н.с.]
    • Покрова Пресвятой Богородицы - Октябрь 14 [по н.с.]
  • Краткая историческая справка:Николаевская церковь с. Николо-Шанга каменная, с камен. колокольней и оградой. Построена в 1806 г. усердием прихожан. Кладбище в 1/2 в. от церкви обнесено дерев. оградой; на нем деревян. молитвенный дом. Престолов 3: в холодной а) в ч. Преображения Господня, в теплой правый в ч. Покрова Пресвятой Богородицы, в) левый во имя преп. Макария Унженского. Расстояние от Костромы 325 в., от Ветлуги 80 в. Ближайшие церкви: Богородицкая с. Зубовского и Николаевская д. Соколово в 9 в.
    Николаевская - официальное название которое с разрешения епархиального начальства, церковь носит в память старинной сгоревшей деревянной Николаевской церкви. В существующей каменной церкви главный престол Преображения Господня.

    У прот. И.Беляева (1863 г.) упоминается деревянная церковь, построенная в 1785 г. Престолы в честь: Святителя Николая, св. мчч. Флора и Лавра и св. мц. Параскевы.


"Название: Церковь Преображения Господня в Николо-Шанге.
Синонимы названия: Церковь Николая Чудотворца в Николо-Шанге.
Обиходные названия: Николо-Преображенская церковь; Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь; Преображенская церковь; Спасо-Преображенская церковь; Спасопреображенская церковь; Спаса Преображения церковь; Спасская церковь.
Дата постройки последнего здания: 1806...
Архитектор: нет данных ...
Статус: действ.  
Адрес на 1917 г.: Костромская губ., Ветлужский у., с. Николо-Шанга.   
Современный адрес: Костромская обл., Шарьинский р-н, с. Николо-Шанга.
Координаты: 58.450035°N   45.542890°E".

Описание окружающей местности
Утопая в зеленом ложе,
Ты еще простоишь века.
Над тобою, как лики Божьи,
День и ночь плывут облака.
Церковь русская, русский гений!
Тяжело на тебя смотреть,
После стольких бед и гонений
Как же ты смогла уцелеть?
Гнев и боль разрывает душу.
Да воздаст по заслугам Бог
Всем, кто брался тебя разрушить,
Всем, кто свято тебя берег.
Виктор А. Смирнов ("Шарьинский Есенин")
Николо-Преображенская церковь в селе Николо-Шанга Костромской области пестрит обиходными названиями. Среди них мелькают Церковь Преображения Господня в Николо-Шанге, Церковь Николая Чудотворца в Николо-Шанге, Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Преображенская церковь; Спасо-Преображенская церковь; Спасская церковь и др. Чтобы понять суть этого явления, следует обратиться к истории церкви.
Первое упоминание о деревянной Никольской церкви в селе на реке Шанге сохранилось в документах 1616 года. На протяжении последующих столетий храм в честь святителя Николая Чудотворца являлся духовным центром большого прихода; известны имена некоторых служивших здесь в ХVII-ХVIII веках пастырей - священников Андрея Трофимова, Феодора Евсеева, Петра Петрова, Андрея и Иакова Дементье-вых. В 1785 году после перестройки Никольская церковь обрела новые престолы во имя святых мучеников Флора и Лавра и мученицы Параскевы Пятницы. 
На рубеже XVIII и XIX столетий рядом с Никольским храмом попечением прихожан началось возведение каменной церкви в честь Преображения Господня. В1806 году постройка завершилась, и один из первых каменных храмов Ветлужского уезда был освящен. Преображенская церковь украшалась колокольней, имела два зимних придела: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Макария Унженского. Под сводами нового храма и в стенах старинной деревянной церкви совершались богослужения, преподавались верующим священные Таинства, возносилась молитва. По-прежнему обширным оставался приход: к началу XX века его составляли 45 селений, насчитывавшие более 8 тысяч жителей. Свыше 40 лет - с 1866 года и до кончины в 1909 году - здесь служил настоятелем протоиерей Иоанн Белоруков, усердный пастырь, ревностный делатель нивы Христовой.

В 1893 году древний Никольский храм был уничтожен огнем пожара. Скорбя об утрате любимой святыни, прихожане обратились к епархиальному начальству с просьбой сохранить за каменной церковью именование Никольской в память о сгоревшем храме и в честь небесного покровителя села. Так Преображенская церковь обрела новое название, сохраняемое по сей день и напоминающее нам о древней истории Православия в Ветлужском крае.

Гонения XX столетия не обошли стороной Никольский приход: в 1938 году храм был закрыт, его священнослужителей арестовали и отправили в ссылку. Последующее десятилетие стало временем прибавления печали: Никольская церковь лишилась колокольни и каменной ограды, ее иконы и внутреннее убранство подверглись разорению и уничтожению, некоторое время здесь даже размещалась конюшня воинской части. Но в конце 1947 года, благодаря многочисленным и настойчивым ходатайствам верующих, Никольский храм был вновь открыт; подвижническими усилиями прихожан за два года он возродился из руин и стал единственной действующей церковью не только Шарьинского района, но и практически всей восточной части Костромской области. 
Ныне, в эпоху духовного возрождения Отечества, на земле Поветлужья восстанавливаются прежние и строятся новые святыни. Однако Никольский храм и сейчас сохраняет свое значение как любимое место молитвы для православных христиан, как памятник церковного зодчества; он - зримое свидетельство трудного и сложного пути, пройденного Русской Православной Церковью в XX веке. 
Источники:


работала няней у частных лиц, портниха и фотограф

История села

21 февраля 1613 года царем был избран Михаил Федорович Романов, а 11 июля 1613 года было венчание на царство.
Невозможно описать, в каком жалком состоянии было государство, принятое 16-летним юношею. Казна была разграблена, Великим Новгородом владели шведы, Смоленском – поляки, Астрахань — под властью казацких атаманов. Одним словом, положение русских людей казалось безвыходным. Но, твердо веря в помощь Божию, они не унывали и с этой всеоживающей верою принялись вместе с молодым царем за устройство разоренного царства. Стали изгонять врагов из земли русской, налаживать деловые связи с дружескими государствами.
Одной из главных забот государя было приведение в порядок государственных доходов, которые в смутное время пришли в совершенное расстройство. Многие из жителей в разоренных городах и селах, чтобы не платить царской подати, разбежались в другие города и скрывались там у родственников. Были такие, которые отдавали себя в запись боярам или монастырям, только бы не платить ничего в казну. Воеводы и приказные люди, вместо того, чтобы останавливать такие беспорядки, еще больше увеличивали их своими несправедливостями и обидами невинных людей. Чрезвычайно трудно было разобраться во всей этой неразберихе. И для того государь созвал Земский собор, на нем решили послать в города и веси писцов и дозорщиков, чтобы они по правде и без взяток осмотрели и описали все города, села и деревни.
Дозор (дополнительная перепись) всех населенных пунктов и жителей в них в Поветлужье был произведен в 1616 году. Перепись в наших краях проводили присланные из Москвы писцы Семен Сытин и Леонтий Сафронов.
На 171 листе дозорной книги есть заголовок: «В Унженском уезде по реке Ветлуге станы черные». В то время территория Поветлужья в административном отношении входила в Унженский уезд (сейчас село Унжа в Макарьевском районе) и была разделена на пять станов. Слово «стан» сохранилось с глубокой старины, от времен, когда князья и их наместники объезжали подвластную им землю для сбора дани, суда и расправы. Они останавливались в определенных местах, называвшихся станами.
В дозорной книге 1616 года станы Поветлужья названы «черными», то есть в них жили черносошенные крестьяне, платившие государственные подати, но которые лично были свободны и не имели над собой ни вотчинников, ни помещиков. Черные земли здесь принадлежали московскому государю.
На территории бывшего Богородского стана центром был погост Богородский, называвшийся по имени стоявшей здесь деревянной церкви во имя Рождества Богородицы. Позже этот погост после смерти первого его владельца князя Ф.И. Мстиславского, умершего бездетным, был пожалован боярину Зубову, служившему дворецким (управляющим) патриарха России – Филарета – отца царя Михаила Федоровича, село стало называться Богородским-Зубовом.
В переписной книге далее читаем на странице 191: «Погост Никольский на речке на Шанге, а на погосте церковь Николая-чудотворца древяна клецка, а церковные образа, свечи, книги и все церковное строение приходных людей, да деревни: Абросимов, Дьяково, Никонов, Кузнецово, Талица, Бараниха, Бородино, Решетиха, Середняя, Поповка, Илькино (Женихово)».
Вот откуда, вот с какого времени – с переписи 1616 года и пошло летоисчисление не только нашему селу Николо-Шанге, но и всем населенным пунктам Поветлужья.
В 1785 году в селе была построена вторая деревянная церковь – Флоровская. Примерно к тому же времени относится создание в Костромской губернии Ветлужского уезда с его подразделениями – волостями, а на месте древней деревянной Никольской церкви в 1806 году была выстроена каменная церковь с колокольней.
Село Николо-Шанга, расположенное на оживленном тракте, — торговое село, и в нем еженедельно проводились базары. Здесь было три дегтярных завода и находилось правление Никольской волости.
Уже в 60-е годы ХIХ столетия в Шанге существовали церковно-приходская и земская школы. Так небольшой погост превращался в политический, экономический и культурный центр. Население проживало по среднему течению реки Ветлуги с притоками Большая и Малая Шанга, Шарья, Нюрюг. Лесные массивы принадлежали помещику Федору Николаевичу Лугинину. Большинство крестьянских семей не могло прокормиться на наделенной земле, и потому мужчины работали на заготовке, вывозке и сплаве леса. Только немногие крестьяне могли прикупить земли на лесных гарях. В начале ХХ века часть крестьян уходила на заработки в город или на строительство железной дороги.


С 1925 года волостной центр из Николо-Шанги был перенесен в Шарью. Поселок Шарья стал центром волости (Шарьинского края). Шарьей в конце 20-х, начале 30-х годов называли не только станцию, но и слившиеся с ней деревни, становилась экономическим и культурным центром. В 1926 году в Шарье создан леспромхоз, для заготовки древесины. В 1926 году население Шарьи составляло 4224 человека, в 1929 году оно не достигло и 5 тысяч. В 1928 году была основана школа №3 (в поселке Голыши). В 1936 г. построено новое двухэтажное деревянное здание. В 1929 году Костромская губерния была ликвидирована, ее территория вошла в состав Ивановской области, Шарьинский район стал частью Нижегородской области.
%%%

Шарьинский район - один из 24 районов Костромской области был создан в 1929 г. и входил в состав Нижегородской области. Его территория протянулась более чем на 100 км с юга на север вдоль среднего течения реки Ветлуги, левого притока Волги.Географическое положение района очень выгодное, т.к. здесь находится перекресток водных, железнодорожных и автотранспортных путей. Основным видом деятельности является сельскохозяйственное, лесозаготовительное и деревообрабатывающее производства.
Наш район является одним из самых лесных районов области. Под лесами занято 78% площади района. Приветлужье- глубинная корневая Русь. Край лесов, озер, студеных ключевых рек.В Шарьинском районе 52 реки, но главная из них песенная красавица Ветлуга.
По истории края:


https://yandex.ru/clck/jsredir?bu=ivei&from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=1821.ZiFF0IMmyF31QQw53o0hgCtBiaBJ18I_Y9tpKXaBv6EmbGjCxJULKsLBzmKo0pEis-cN3JrRpwPUT58n3RHyEbIjL_mWXcF8gSqe0OBYkFgmV2IdB2Y0nE4qgZHCkln9x5bWoWK5vaTn_vdQZW3hkYz7WKY1Qpd4RZggI42PMgprViA-wboxLlCwsH_moMLSEIRqX8dWMHsIydOMI3qcUgGh3cMYTYLeIeMyD1bhjzuULfc7Z8vRTH0MF1uW3Ln_AcK8dLDZ0c_ucJwUDz3a3tlpzLe1YLnJNiXBACjGk9w.64e4f3c7b24f685846e05d4fbee7cf781b73fd63&uuid=&state=PEtFfuTeVD5kpHnK9lio9T6U0-imFY5IshtIYWJN7W-V64A9Yd8Kvy6D--ZSidWWMUwFopTJKniqqdqrxu7Ccy5iliIhiLL2517vefsm_TxeCnGHEnNIBsqPeLv5RTl2&&cst=AiuY0DBWFJ5Hyx_fyvalFDR4MAHjOHbTlcu098QE-U_gRsVuzWFkWkbIVlSGnXnFv3LNStaPE6QwOJGBOM9-Mjo0LdozQ8XRyRPCckVaID298JRIYTqzckxKxhlAvNVPxDpov7y_ne_IOh1Mr5wHZkZ3Tz5ckHF1kRb8P8b-dxYPQuEo3RSuOHjdH1WDvL2UBCxtzUjgEkZKUMEzjLLcselm-a9jDXpnJilrRBsLoCPXtZoRT0g5omu78TVnMu4jo9wOvBOj3vtwTZySCp7PEqYPgdEyK3YIxw3VRLJLQZcHHrepoYAXD6yCdiFQkcvhxdiiL_BAJXRZ4GBdVClEDDZ3VeCTBO3NLZku1h4yofodQheFM3RexquQtl_Fhsj3GBJ8SvU0Oqvx7YjCDjPff3vgcYPGdWvr5cTMuESmacZ3_kWmFXzsNvRjfkLEjzrwX976FTGRlpbDMivVzJpmFUoagPhH_W17NF_Ljs2QszInEd0GftAtngBnkydjpBHvzzR39pC6yakgX4BbtgR7YrwpyFHLBlq-&data=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,,&sign=589b0d90cbc2d97e2eabe214efc84765&keyno=0&b64e=2&ref=orjY4mGPRjk5boDnW0uvlrrd71vZw9kpjly_ySFdX80,&l10n=ru&cts=1529311053191&mc=3.5131951986753553&hdtime=31769

%%%

Во время войны с бумагой было очень туговато…

Николо-Шангское поселение
Воспоминания Беляевой (Каряминой) Марии Ивановны о школьных годах, проведенных в Николо-Шангской средней школе.
Карямина Маша родилась в деревне Бородино Николо-Шангского сельсовета. В школу пошла в 1939 году. Школа располагалась в селе Николо-Шанга, что в 2,5 километрах от родной деревни Бородино.
Занятия в школе начались 1 сентября. Тогда еще не было ни красивой школьной формы, ни белых фартучков у школьниц. Школа располагалась в  деревянном двухэтажном здании. Здесь находилась начальная школа: 1, 2, 3 и 4 классы.
Не слишком сытое, не слишком одетое – обутое, но всё-таки счастливое детство война разделила на «просто детство» и «военное детство».
В конце 1944 года село Николо-Шанга и окрестные деревни были избраны местом дислокации прибывшей с фронта на отдых и переформирование 205-й Полярной дивизии. В селе народ ее быстро переименовал в «Дикую дивизию». Солдат и офицеров расселили не только по домам, но и освободили здание начальной школы. В 4 класс Маша ходила уже в другое здание – бывший дом священника – дом Ласкиных. Это тоже было двухэтажное деревянное здание (на ул. Рабочей, в настоящее время на месте этого дома стоит кирпичный двухэтажный дом семьи священника – Синявиных).
А вот в 5 класс Маша ходила уже в другое здание – одноэтажное деревянное здание, разделенное на две половины – на два класса (на ул. Юрия Смирнова, примерно в том месте, где в настоящее время расположено здание сельской администрации).
Семьи были многодетные, поэтому в классах училось по 30-40 детей. Конечно же, навсегда запомнилась первоклашке Маше ее первая учительница – совсем еще юная, сама только что окончившая Николо-Шангскую школу Зоечка Акулова – Зоя Семеновна Акулова (Клюшева). Немного пришлось молодой учительнице поработать в школе. Началась война, и Зоя Акулова ушла на фронт. Там, на фронте, в самом конце войны она и встретила своего будущего мужа Клюшева И.А.
Класс приняла Анна Алексеевна Юферова, она жила в с. Николо-Шанга.
- Как учились?
Да как все в то время: простенькая одежонка, кто в лапоточках ходил, а кто-то и в стареньких ботиночках. В 1 и 2 классах писали в тетрадочках. А вот во время войны с бумагой было очень туговато - писали кто на чем: на старых книгах, на старых, уже использованных тетрадях между строк, на курительной бумаге. Эту курительную бумагу привезли с собой военные из «Дикой дивизии» - небольшие квадратики, примерно 10х10 см, совсем тоненькой бумаги. Бумага эта была целое состояние для учеников! Чернила разводили сами, наливали в чернильницы, писали деревянными ручками с металлическим перышком. Учебники выдавали в школе. Занятия начинались в 9.00, в начальных классах было по 4 урока, как обычно переменки. Учеников в школе не кормили. Если кому-то перед уходом в школу мать сунет в холщовую сумку вареную картофелину или кусок хлебушка, то хорошо. А многие матери и этого позволить не могли – голодно было очень во время войны, а особенно после войны в 1946 -  1947 г. Хлеба не было, во многих семьях питались тем, что и едой назвать нельзя. Только еще появлялась молодая зеленая травка, а деревенская ребятня уже начинала питаться «подножным кормом». Собирали листья щавеля, молодые чуть сладковатые султанчики полевого хвоща – пестики. Рвали, сушили и толкли в ступке лебеду, листья липы, головки красного клевера. Но за клевер бригадир или другие начальники могли и наказать матерей. Собирали жалкие крохи муки, чтобы испечь хоть какой-то хлеб, хоть чем-то накормить голодных детей. Если можно было назвать это хлебом! Из сырой, натертой картошки пекли жимчики. Летом собирали лесные ягоды и грибы, сушили на зиму.
Когда стали постарше – в 6-7 классах мальчишки кололи дрова для школы, а девочки носили их в школу. В школах были печи, топили их технички, а вот обеспечить их дровами – это было делом школьников. Зимой после уроков старшие классы – 6-7 ездили на лошадях, запряженных в сани, и в деревянные кадки собирали с каждого дома золу. Собранную золу использовали в колхозах как удобрение в полях. Еще одной обязанностью этих классов было в осенние, зимние и весенние каникулы возить на лошадях навоз. Обычно женщины выкидывали навоз из двора, а ребята помогали им накладывать на сани, потом увозили в поля и там скидывали в кучки, а весною вручную раскидывали по полю. Работа была нелегкая. Осенью после 1 сентября все ученики работали в поле – собирали колоски. Собранные колосья сдавали кладовщикам.
 – А если кто-то из ребят не все сдаст, припрячет в кармане, чтобы унести домой, наказывали за это?
 – Нет, не очень у нас здесь строго было, за это в тюрьму не сажали. Наша семья не очень голодала, клевер мы не собирали. А вот семья Анфисы Шибаковой собирала, голодно у них было.
- Так трудно было, голодно. А в школу Вы с удовольствием ходили?
В школу всегда хотелось ходить, учиться интересно было, к знаниям тянулись. Учителя у нас были хорошие.
Семен Васильевич Акулов (отец моей первой учительницы Зои Семеновны) преподавал физику. В 6-7 классах литературу преподавал Сенчуков Федор Матвеевич. Жена у него была акушерка, а их дочь Валентина Федоровна – тоже учитель.
Софья Ивановна Цветкова (теща Несговорова – бывшего главы г. Шарьи) преподавала ботанику и географию. Очень хорошая, добрая была учительница. Она успевала не только спросить учеников, объяснить новую тему, но еще и почитать ученикам интересную книгу. Софья Ивановна была невысокого роста, красивая. Полюбила она офицера из той самой «Дикой дивизии», родила дочь.
Ангелина Алексеевна Ласкина преподавала немецкий язык.
Не противились ли ученики во время войны учить немецкий язык – язык врага?
Нет, таких проблем не было.
Брат Ангелины Ласкиной Виталий Алексеевич Ласкин преподавал физкультуру.
Надежда Александровна Осокина (мать Сергея Петровича Бурлакова, учителя нашей школы в 60 – 80-е года) преподавала русский язык. Жила семья Осокиных в школьной квартире (в доме по ул. Ивана Шатрова). Надежда Александровна была маленького росточка, худенькая, но строгая, требовательная.
Были еще и другие учителя – мужчины. Это были демобилизованные по ранению военные. Многие из них недолго задерживались в нашей школе, да и  поведение их и моральный облик были далеки от образа учителя. Только что прошедшие войну, они позволяли себе некоторые вольности по отношению к старшеклассницам.
- Вы помните своих одноклассников?
Конечно, помню. Иванцов Николай, Карямин Сергей, Иванцов Геннадий, из д. Онохино – Люся Шатрова, Зорина Катя – из д. Павлово, из д. Сафоново – Шумилова Надя и Шадрина. Шмарова Валентина Васильевна – одноклассница – стала учительницей, она жила в д. Коневка.
В конце войны в магазинах появилась школьная форма – коричневые фирменные школьные платья и черные фартуки. Но не все могли ее купить, денег в семьях на эту роскошь не было. Белые фартуки появились в 1946 году. Мы в них нарядились только на выпускной вечер. Также в самом конце войны в магазинах появились школьные, самые обычные в 12 листов тетради в клеточку и линейку с вкладными промокашками голубого цвета.
- А как же вы делали уроки вечерами дома, ведь еще не было в деревнях электричества?
Старались уроки выучить засветло. А вечерами в домах зажигали десятилинейные лампы. В каждом доме были керосиновые лампы. Сначала электричество провели от д. Талицы, там была мельница и своя небольшая электростанция. Потом свет провели уже из Шарьи.
- А чем Вы любили заниматься в свободное время, если оно было, конечно?
Как ни трудно жилось нам, детям и подросткам в те лихие военные годы, но мы находили время и для любимых занятий. Я очень любила читать книги. В школе в библиотеке брала сказки, рассказы, повести и с интересом их читала. А еще в то время все девчонки вышивали. И я вышивала, нитки для вышивания «мулине» продавались в магазине. Вышивали и крестиком и гладью. Модно и престижно тогда было вышивать, все девочки умели.
- Как отразилась война на Вашей семье?
Отца забрали в 1941, но с ближайшей станции вернули. Желудок у него больной, операцию сделали, удалили половину желудка. Дядя всю войну был в Ленинграде, блокаду перенес, в армии там служил, воевал, остался жив.
- А как встретили 9 мая 1945 года?
 – Точно не помню уже, но то, что очень радовались, это помню, это забыть нельзя.
Беседовала бывший библиотекарь Николо-Шангской библиотеки
Мосеева Елена Витальевна.
Воспоминания Шатрова Николая Ивановича, 1933 года рождения, жителя с. Николо-Шанга.
Николай Иванович родился в деревне Надежино Шангского сельсовета (в то время Бородинского) 7 января 1933 года. Родители были колхозниками (в деревне Надежино колхоз назывался «Свобода» и был одним из лучших колхозов района).
В 1941 году Николай Иванович пошел в первый класс Николо-Шангской начальной школы. Первой учительницей была Клюшева Зоя Семеновна – дочь потомственных учителей – семья директора школы. Зою Семеновну призвали на фронт, и в третьем классе его учила другая учительница – Жадова Надежда Павловна, которая очень хорошо относилась к детям, за что ее любили. В 4 классе эстафету обучения приняла Ласкина Ираида Михайловна. По воспоминаниям Николая Ивановича, она была с детьми строга, не давала поблажек, но справедлива.
С пятого класса учили другие учителя. Запомнилась Опокина Надежда Александровна – учительница по литературе. Впоследствии ее сын, Бурлаков Сергей Петрович, тоже стал учителем нашей школы. Кроме литературы любимыми предметами были математика, география.
Кроме учебы дети занимались работой в колхозе. Иногда это было после уроков, а иногда и снимали с занятий, если была пора уборки урожая, посевная или сенокос.
Дети выполняли самую разную работу: собирали колоски, копали картошку, убирали морковь, теребили лен, связывали в снопы, ставили бабки, околачивали лен. Мальчишки управляли лошадьми с конной молотилкой, крутили вручную веялку.
Поскольку дома всем жилось голодно, детей в школе подкармливали. В отдельном доме готовили еду, в основном, варили кисель, рыбки давали. Дети после уроков кто с котелком, кто с миской шли сюда кушать, некоторые уносили еду домой. Это помогало выжить.
Окончить школу не пришлось, надо было работать.
Воспоминания записаны
бывшей заведующей филиалом Шангской библиотеки
Костровой Татьяной Макаровной


+ 11.07.1938 иерей Василий САТРАПИНСКИЙ (Удмуртия — ОЛП-07, Вятлаг)

[11939, ОЛП-7, САТРАПИНСКИЙ Василий Александрович, 65 лет: 1873 - 11.07.1938 ]
В Вятский ИТЛ (Вятлаг) НКВД СССР прибыл 31.03.1938 года из тюрьмы г. Глазов.
Находился в лагпункте Комендантский, спецлагпункте Вятлага.
Умер 11.07.1938 года в стационаре спецлагпункта Вятлага. Смерть последовала от авитаминозного поноса с добавкой декомпенсивного миокардита (так в документе). Погребён 11.07.1938 года на кладбище спецлагпункта Вятлага.

Описание личности: рост - 173, телосложение - нормальное, цвет волос - седой, цвет глаз - серый, нос -обыкновенный.

Семья: жена Серафима Вас., 62 года (так в документе);
-дети: сын Феодосии, 39 лет; сын Алексей, 36 лет; проживают в г. Вязьма.

[АРЕСТ Удмуртия, Ярский район, Уканский сельсовет, село Укан
РОЖДЕНИЕ в городе Сарапул Удмуртской АССР]



Русский, родился в семье священника, без специальности. Образование среднее - Вятская духовная семинария, 1895 г. Служил в с. Омутнинское. В 1922 г священник Георгиевской церкви г.Глазов. [2 сына и дочь. Состав семьи: жена – Серафима Васильевна, учительница, умерла в 1961 г., сын – Алексей, 1902 г. Рождения, книготорговец, репрессирован в 1937 г., погиб в ГУЛАГе (Амурлаг, город Свободный), сын – Феодосий, врач, дочь – Мария, 1914 г. Рождения] 30 марта 1929 года
Служил в белой армии, где был взят в плен красными. В 1931 г. арестовывался за принадлежность к контрреволюционной церковно-монархической организации «ИПЦ», руководимой епископом Виктором Остроумовым. Сведений о судимости нет.
храм закрыли. Служил в селах Селег и Укан, где и арестован 6 ноября 1937 

ЦИТАТА 
"работал в Орловском уезде священником, законоучителем земских школ. С 1912 года – законоучитель Глазовской женской гимназии (его жена работала тут учительницей), в 1921 году – священник Георгиевской церкви Глазова, с 1925 по 1931 год – священник в Селеге (Красногорский район). С 1931 по 1937 годы – священник в Глазове, Укане Ярского района, снова в Глазове, духовник священников, а затем арестован. Имеет несколько наград, в том числе в 1932 году, когда церкви уже закрывались, и религия была под запретом, духовенство и прихожане подарили ему наперсный крест с украшениями" (- внучка пишет) В Селеге Сатрапинского обложили очень большим налогом, который трудно было выплатить, ведь советская власть всячески ограничивала деятельность церкви. Перебрался в Глазов, где нашлась должность в церкви. Однако налоги всё равно приходилось платить. Поэтому переехал из Глазова в Укан простым псаломщиком, на самую низкую должность. «Голодать не будете, там лучше, чем в Пудеме, затем, Бог даст, вернетесь в город», - напутствует его в письме секретарь епархиального управления. Он действительно вернулся в Глазов временно исполняющим обязанности приходского священника. В письмах ему дают советы – напиши жалобу о закрытии церкви, высоком обложении налогом в Москву…Однако все проблемы власть решала арестом непокорных священников. Вот и Василий Александрович был в итоге арестован… Когда в Глазове деда арестовали, никто не знал, куда он подевался " 
ОКОНЧАНИЕ ЦИТАТЫ.

Арест 6 ноября 1937 , приговорен 27.12.1937 г. тройкой при НКВД Удмуртской АССР как «контрреволюционный элемент» (статья 58 пункт 10-1 УК РСФСР) к 10 годам лишения свободы, начало срока - 06.11.1937 г., конец срока - 06.11.1947 г., прибыл из Глазова (Удмуртия) в Вятлаг 31 марта 1938
СКОНЧАЛСЯ [через 3 месяца] 11 июля 1938, 7 лагпункт («специальный»), поселок Ягодный реабилитирован 29.10.1989.


Кочин Глеб Александрович,
архивист Глазовской епархии,
научный сотрудник отдела истории
МБУК «Глазовский краеведческий музей»
«Установить место захоронения не представляется возможным...»
Судьба священника Василия Сатрапинского (1873-1938)


Протоиерей Василий Александрович Сатрапинский был одним из десятков тысяч скромных священников Русской Православной Церкви, претерпевших лишения в ХХ столетии и заплативших жизнью за тихую и упорную преданность своему пастырскому долгу. Большая часть жизнь протоиерея прошла в Удмуртии, а его земное существование оборвалось в Вятском исправительно-трудовом лагере НКВД.
Его родиной стал Сарапул – уездный город Вятской губернии на юге современной Удмуртской Республики. Василий появился на свет 15 марта 1873 года (по старому стилю) в семье священника местной единоверческой Николаевской церкви Александра Стефановича Сатрапинского и «законной жены его» Ольги Николаевны1.
О. Александр, по происхождению «дьяческий сын», после окончания Вятской духовной семинарии с аттестатом второго разряда, получает в июне 1869 года назначение на место диакона Николаевской церкви города Сарапул и рукополагается в сан священника. В ноябре того же года, «вследствие ходатайства прихожан» недавний семинарист становится «штатным священником сей церкви»2.
В 1872-1874 годы о. Александр состоял также членом ревизионного комитета «по поверке экономических отчетов Сарапульского духовного училища», удостоившись за труды на том поприще архипастырского благословения. Кроме того, за «пастырскую заботливость» и за «содействие присоединению к св. Церкви крестьян на правилах Единоверия» он неоднократно получал благодарности епархиального начальства и был награжден набедренником3.
Как следует из архивных документов, о. Александр Сатрапинский по своим дарованиям был незаурядным педагогом. В октябре 1873 года 28-летний священник, выдержав большой конкурс, поступает в Сарапульское духовное училище на место учителя чистописания и церковного пения. Летом 1874 года о. Александр переходит в городской Вознесенский собор на «диаконскую вакансию»4. Но спустя всего год священник оставляет Сарапул и по собственному прошению отправляется на служение в село Узи Сарапульского уезда5.
За тридцать лет о. Александр сменит еще восемь приходов. В 1888 году умирает его супруга Ольга Николаевна. Согласно ведомости Воскресенской церкви села Зюздино-Воскресенское Глазовского уезда за 1899 год, священник Сатрапинский был поведения «весьма хорошего, по должности исправен и усерден по просвещению прихожан». Благодаря его трудам опекаемая им церковно-приходская школа стала одной «из лучших во всех отношениях»6.
К концу многотрудной жизни, в 1907 году, батюшка получает приход при Свято-Троицкой церкви села Космодамианского Уржумского уезда. Два года спустя он уходит «за штат по болезни и старости». 19 марта 1912 года заштатный священник Сатрапинский скончался в селе Космодамианском в возрасте 67 лет7.
Василий, второй сын о. Александра, пошел по стопам отца. В 1895 году он заканчивает Вятскую духовную семинарию по второму разряду и становится учителем Спасоподчуршинской церковной школы Слободского уезда. В 1897 году он венчается с 22-летней Серафимой Васильевной Андриевской, дочерью священника села Верхосунье Нолинского уезда8.
После свадьбы Сатрапинский получает назначение на место священника Крестовоздвиженской церкви села Белоозерья Орловского уезда, посвящается в сан диакона, а затем, спустя два дня, рукополагается в иерея. В Белозерье о. Василий трудится как законоучитель в двух местных земских училищах и двух школах. В 1902 году он дополнительно принимает на себя обязанности заведующего и учителя «закона Божьего» в Белоезерской женской церковно-приходской школе9.
Как можно увидеть на фотографиях, сохранившихся до наших дней, молодой священник был роста выше среднего, худощав и строен. В облике о. Василия, полном спокойного достоинства и смирения, явственно проступали его незаурядный ум и душевное благородство.
В апреле 1904 года Сатрапинский был перемещен на вакансию священника к Александровской церкви Омутнинского завода Глазовского уезда. Там о. Василий снова становится законоучителем в двух земских училищах, двухклассном училище Министерства народного просвещения, Омутнинской женской прогимназии, а также заведующим и законоучителем школы грамоты. В храме священник читает проповеди «своего сочинения», «по сборникам поучает неупустительно», «вере и благолепию обучает прихожан усердно». Благодаря своему усердию и благочестию, молодой проповедник всего за девять лет удостаивается нескольких наград: набедренника, скуфьи и камилавки, а в 1907 году получает грамоту с благословением Святейшего Синода10. В 1906 году он становится духовником второго благочиннического округа уезда11.


В 1908 и 1910 годы о. Василий избирается депутатом епархиальных съездов от второго благочиния. Известно, что на одном из заседаний съезда 1910 года, 6 сентября, было заслушано особое мнение священника Сатрапинского, объявившего о своем несогласии с решением депутатов отказать причту села Зюздино-Афанасьевское в ходатайстве о выплате им казенного пособия. Напомнив собравшимся о скудных доходах причта соседнего села, о. Василий заявил: «В том же заседании Съезд уравнял в получении пособия причты села Бурмакина, а здесь отклонил. Это не справедливо». Но епископ Вятский и Слободской Филарет (Никольский) ограничился лишь краткой резолюцией на протоколе: «Читал»12.

12 октября 1912 года о. Василий распоряжением попечителя Казанского учебного округа переводится в уездный город Глазов на должность законоучителя Александровской женской гимназии и 4-хклассного городского училища. С 1913 года, по предложению директора народных училищ Вятской губернии, священник также преподает «закон Божий» в недавно открывшемся Глазовском высшем начальном училище13.
К тому времени в его семье уже подрастали три сына – Феодосий, Владимир, Алексей и три дочери – Надежда, Вера и Эмилия. В 1914 году в Глазове появляется на свет младшая дочь священника – Мария14. В городе семья Сатрапинских сначала живет в доме горожанки Тихомировой недалеко от гимназии – на улице Мясницкой (ныне – улица Короленко). В июле 1914 года о. Василий приобретает за 1000 руб. у мещанина Пацианского дом № 10 на той же улице Мясницкой15.
В докладе, составленном в феврале 1916 года, о. Василий так сказал о миссии и значении профессии школьного учителя «закона Божьего»: «В основе религиозного воспитания детей должно быть удовлетворение религиозной потребности. Степень последней, несомненно, обусловливается степенью и развития религиозного чувства. Задача школы развить это чувство в такой мере, чтобы достигнуть осуществления заветов, данных Богом в заповеди: помни день субботний еже святити его...» В своем докладе законоучитель предложил попечительскому совету гимназии отгородить деревянной ширмой часть большого зала в учебном здании под домовой храм, чтобы не водить в мороз воспитанниц на богослужения в городской собор, подвергая опасности их здоровье16.
В августе 1916 года о. Василий избирается от педагогического совета Глазовской женской гимназии в попечительский совет учебного учреждения и два года исполняет обязанности его секретаря17.
В конце 1917 года к власти в стране приходит партия большевиков и для Церкви наступают нелегкие времена. В марте 1918 года о. Василий вместе со всем духовенством города Глазова был вынужден дать письменное обязательство «не вести с кафедры церкви противоправительственную агитацию» и принимать все меры к тому, «чтобы в епархиальных органах, брошюрах, воззваниях и т.п. не печаталось что-либо» против Советской власти18. А в мае, после декрета об отделении школы от церкви, он был вынужден оставить должность законоучителя. Но надо было на что-то жить, и о. Василий становится членом правления местного потребительского общества19.

В 1918 году в Глазовском уезде начинаются кровопролитные сражения гражданской войны. 2 июня 1919 года в Глазов входят воинские части армии адмирала Колчака. Согласно воспоминаниям очевидцев, городское духовенство и купечество устроило белогвардейцам торжественную встречу. На Соборной площади состоялся благодарственный молебен. Но богослужение в Преображенском соборе внезапно было нарушено артиллерийским обстрелом красных. Один снаряд попал прямо в крышу храма. 13 июня Глазов был оставлен белогвардейцами без боя20. Вместе с белыми из города ушла часть местного духовенства, а также купцы, «отдельные чиновники и рабочие, очевидно поддавшиеся угрожающей агитации белых»21. Ходили темные слухи о насилиях над мирными жителями, и многие горожане поддались панике22.
Покинул Глазов и Василий Сатрапинский. Вместе с отступавшими белогвардейцами и беженцами священник дошел до города Ново-Николаевск в Сибири (сейчас – город Новосибирск). Город был переполнен толпами людей, бежавших от Советов и измученных трудной дорогой, лишениями и болезнями23. В декабре 1919 года в Ново-Николаевск вошла Красная Армия и о. Василий попал в плен. Однако вскоре он был освобожден, и служил писарем в военном госпитале24.
В 1920 году он возвращается в Глазов и работает счетоводом в районной больнице. 30 марта 1921 года о. Василий был определен на место священника Георгиевской церкви Глазова25. Этот небольшой деревянный храм был построен в 1902 году в Слободке – квартале на окраине города, где селились ремесленники и мелкие торговцы. В начале 1917 года при церкви был образован свой приход26.
В начале мая 1921 года глазовский благочинный протоиерей Петр Бережнев был вынужден просить Президиум уездного революционного комитета «о разрешении совершения крестного хода по приходу из собора в Георгиевскую церковь», но получил отказ27. Власти даже запретили «всякое пение во время переноса покойника из церкви на кладбище». Но спустя три недели, после множества заявлений церковных советов и ходатайств верующих, и ввиду «полного политического спокойствия в городе и уезде», ревком все-таки отменяет запрет на «пение по церковному обряду во время перехода икон и сопровождения усопших»28.
В том же году в стране начинается жестокая засуха, а затем в Глазовский уезд приходит страшный голод. Согласно сводкам Чрезвычайной комиссии Вотской автономной области, осенью и зимой 1921 года в Глазове в храмах шел сбор средств для борьбы с голодом, и ни одна служба не проходила без «проповеди о любви ближнего и помощи голодающим»29.
Весной 1922 года в уезде была образована подкомиссия по изъятию церковных ценностей, В ее состав вошли представители советских властей и церковных общин, а также протоиерей Петр Бережнев и священник Василий Сатрапинский. В марте в печатном воззвании «Граждане!» члены подкомиссии призвали верующих: «Сдадим для помощи голодающим все, что мы можем дать из драгоценностей наших храмов и домов молитв. От этого не может оскудеть истинная вера, не разрушатся храмы <…> неоценимой драгоценностью для нас является только человеческая жизнь!»30
В апреле 1922 года о. Василий и община Георгиевской церкви сдали подкомиссии две серебряные тарелочки, ковшик, чашечку и напрестольный крест, а часть окладов с икон заменили «равным по весу количеством серебра»31. Благодаря успешному взаимодействию властей и духовенства болезненный процесс изъятия церковных ценностей в Глазове и уезде проходит спокойно и без эксцессов.
В 1924 году о. Василий был награжден саном протоиерея. В марте 1925 года он покидает Глазов и получает назначение на место священника Покровской церкви села Селег в 80 верстах от города. Согласно Клировой ведомости 1915 года, приход Селеговского храма состоял из 384 дворов и трех тысяч прихожан32.
В апреле 1927 года протоиерей Сатрапинский решением епископа Глазовского Виктора (Островидова) был удостоен ко дню Св. Пасхи новой награды – палицы33. Спустя полгода владыка Виктор не принял «Декларацию об отношении Церкви к советской власти» заместителя местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия (Страгородского). Оценив ее как «отречение от Самого Господа Спасителя», епископ становится одним из вождей «правой» церковной оппозиции − «непоминающих». К Виктору присоединились множество приходов Вятской епархии и Северной Удмуртии. Одним из сторонников епископа считали и о. Василия. Однако, согласно его показаниям, данным на допросе в 1937 году, «викторианского течения» в конце 1920-х годов он не придерживался, а «при службе в церкви поминал Виктора до 1931 года», не желая идти против своих прихожан, большей частью примкнувших к бывшему епископу Глазовскому34.
Раскол в Глазовской епископии был преодолен только в 1929-1930 годы, когда под влиянием сосланного в Глазов епископа Уржумского Авраамия (Дернова) местное духовенство принесло покаяние и перешло в подчинение Московской Патриархии.
О. Василий, сохранив свой высокий авторитет, в 1931 году становится духовником духовенства 5-го округа Глазовской епископии. В июле 1931 года, по представлению епископа Авраамия, настоятель храма села Селег был награжден «ко дню Св. Пасхи ... золотым наперсным крестом с украшениями»35.
В том же 1931-м протоиерей Сатрапинский был арестован Юкаменским районным отделом ОГПУ за «принадлежность к контрреволюционной организации «Истинно-православная церковь», руководимой епископом Виктором». Но заключение оказалось недолгим, и спустя 1½ месяца священник был освобожден36.
В 1933 году власти запрещают колокольный звон в церкви села Селег37. 28 марта 1934 года о. Василий, чей возраст уже достиг 61 года, по собственному прошению увольняется за штат38.
Но спустя всего год, 15 августа 1935 года, согласно своему прошению протоиерей Сатрапинский назначается епископом Глазовским Авраамием на должность псаломщика к церкви села Укан Ярского района Удмуртской АССР. В своем послании владыка Авраамий писал о. Василию: «это будет получше Пудема; свящ[енник] там хороший; на первое время прошу удовлетвориться и этим – голодать не будете, а впоследствии можно будет и перебраться куда-либо»39.
Большое село Укан находилось в 40 верстах от города Глазова. Каменный Спасский храм, возведенный в начале XIX века, в 1932 году был закрыт, частично разрушен и перестроен под районную колхозную школу. У прихожан села Укан оставалась только приписная Сретенская церковь, построенная в 1848 году на приходском кладбище40. В июле 1934 года после удара молнии в здании храма вспыхнул пожар. Огонь удалось потушить, и в полусгоревшей кладбищенской церкви по-прежнему шли богослужения41. В октябре 1935 года местные власти запрещают в Укане колокольный звон, якобы по ходатайству «самого населения, как мешающий нормальным занятиям в школах и других учреждениях...»42
В Сретенской церкви о. Василий служит вместе с протоиереем Иоанном Корепиным. Вместе со священником Сатрапинским в Укане жили его супруга Серафима Васильевна и свояченица Александра Денисова, овдовевшая после смерти мужа-священника43.
В 1937 году о. Иоанн уходит со службы в Укане и становится странствующим проповедником. И протоиерей Сатрапинский временно берет на себя обязанности приходского священника. В 1937 году в «Ведомости» о. Василий так описал состояние Сретенского храма: «Зданием деревянная, на каменном фундаменте, ветха, ... ремонтируется на текущие поступления в церкви постепенно... Св. антиминс и илитон целы и чисты. Утварь необходимая есть, но ветха; облачений 4 экземпляра, ветхи...» Прихожан в приходе насчитывалось тогда 4255 человек44.
6 ноября 1937 года в квартиру протоиерея Сатрапинского вошли сотрудники Ярского районного отдела НКВД. После обыска о. Василий был арестован и заключен в тюрьму города Глазова. Вместе с ним в заключении оказались бывший священник Иоанн Корепин, состоящий к тому времени сторожем при соборе города Глазова, его супруга Евдокия Корепина, псаломщица Сретенской церкви Клавдия Черноскутова и еще пять женщин – прихожанок Уканского прихода45.
О. Василия вместе с о. Ионном обвинили в том, что они «в целях контрреволюционных пораженческой деятельности вокруг себя организовывали лиц без определенных занятий из антисоветски настроенных элементов, проживающих в селе Укан и в окружающих селениях и вели систематическую организованную ... деятельностиь». Якобы под руководством священников «в доме религиозной фанатички Черноскутовой ... устраивались нелегальные сборища, где активное участие принимали лица без определенных занятий...» и «под видом чтения библии» среди колхозников «велись разговоры пораженческого характера о том, что скоро советская власть будет свергнута и с коммунистами будет расправа…»46
На допросах о. Василий был вынужден подтвердить угрожающие высказывания о. Иоанна, направленные против безбожников. Но обвинение в организации «нелегальных сборищ» он категорически отверг и заявил: «в с. Укане при моем участии никакой контрреволюционной группы не было. В доме Черноскутовой Клавдии никакого нелегального сборища я не устраивал, поэтому перечислить лиц я не могу. Все это ложь»47.
27 декабря 1937 года решением Тройки НКВД Удмуртской АССР священники Корепин и Сатрапинский были приговорены к заключению в исправительно-трудовом лагере на 10 лет каждый. Четыре прихожанки – Клавдия Черноскутова, Фекла Лапина, Руфина Мазунина-Чарушникова и Евдокия Корепина получили по 8 лет лишения свободы в ИТЛ48.
31 марта 1938 года о. Василий по этапу прибыл из Глазова в Вятский исправительно-трудовой лагерь49. В то время Вятлаг начинал развертываться в непроходимой тайге на северо-востоке Кировской области как один из семи лесозаготовительных лагерей страны. По словам историка Виктора Бердинских, «тяжелейший труд заключенных на таежном лесоповале практически никакой механизации не претерпевал. Валили деревья до середины 50-х годов ручными лучковыми пилами, как правило, по пояс в снегу или по колено в болотной жиже. Трелевали и вывозили хлысты на лошадях... Укладывали лес в огромные штабеля на биржах и грузили его в вагоны также вручную. Долго на таких работах даже физически крепкие люди не выдерживали, пополняя ряды инвалидов и доходяг…»50

Не выдержал нечеловеческих условий труда и уже немолодой священник Василий Сатрапинский. Согласно лагерной справке, спустя всего три с небольшим месяца после прибытия в Вятлаг, 11 июля 1938 года, он уходит из жизни...51
29 октября 1989 года, решением прокуратуры Удмуртской АССР дьякон Уканской церкви Василий Сатрапинский, как «осужденный во внесудебном порядке, без конфискации имущества», был реабилитирован52.
Подобная судьба ожидала и о. Иоанна Корепина, погибшего в другом лагере в том же 1938 году53. А псаломщица и регент церковного хора Уканского храма Клавдия Черноскутова отбыла свой срок заключения полностью и в 1945 году вернулась домой. Но в феврале 1949 года она была повторно арестована и 20 апреля за «принадлежность к антисоветской группе» приговорена к спецпоселению. 23 августа 1989 года она тоже была реабилитирована54.
В 1994 году из Ижевска в управление бывшего Вятлага, получившего новое наименование – учреждение К-231, был отправлен запрос о состоянии могилы Василия Сатрапинского. Но был получен такой ответ: «захоронен на территории Верхнекамского р-на Кировской области. Установить место его захоронения в настоящее время не представляется возможным, так как прошло продолжительное время...»55

Во второй половине ХХ века судьба раскидала потомков рода Сатрапинских по всему свету. Сейчас они живут в Австралии, Финляндии, Израиле, Италии, США, Украине и в России. Но все Сатрапинские гордятся тем, что русский батюшка. Василий принадлежит к их роду, и скорбят о его трагической кончине в сталинском лагере.
И все Сатрапинские надеются, что когда-нибудь протоиерей будет прославлен Русской Православной Церковью, как священник, не поступившийся ни своей совестью, ни верой в Господа, и испивший до конца свою нелегкую чашу страданий.
Вечная ему память.

1 Центральный государственный архив Удмуртской Республики (ЦГА УР). Ф. 134. Оп. 1. Д. 987. Л. 231об; Д. 995. Л. 270об; Ф. 436. Оп. 1. Д. 42. Л. 180об-181об.
2 ЦГА УР. Ф. 433. Оп. 1. Д. 1. Л. 416об.
3 Управление по делам архивов Администрации МО «Город Сарапул». Ф. 17. Оп. 1. Д. 22. Л. 19об; Ф. 5. Оп. 1. Д. 830. Л. 21-24.
4 Управление по делам архивов Администрации МО «Город Сарапул». Ф. 5. Оп. 1. Д. 789. Л.5-5об, 7об, 14-19; Ф. 17. Оп. 1. Д. 322. Л. 20об, 27об.
5 Управление по делам архивов Администрации МО «Город Сарапул». Ф. 5. Оп. 1. Д. 864. Л.1; Ф. 17. Оп. 1. Д. 323. Л. 25об.
6 ЦГА УР. Ф. 134. Оп. 1. Д. 979. Л. 375об-376.
7 Центральный государственный архив Кировской области (ЦГАКО). Ф. 237. Оп. 70. Д. 1531. Л. 160об-162об.
8 ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 938. Л. 610об; Д. 1063. Л. 404об.
9 ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 1063. Л. 404об-405; ЦГА УР. Ф. 134. Оп.1. Д. 987. Л. 231об.
10 ЦГА УР. Ф. 134. Оп.1. Д. 987. Л. 231об-232; Д. 994. Л. 311об-312.
11 ЦГА УР. Ф. 63. Оп.1. Д. 29. Л. 20об; Ф. 134. Оп. 1. Д. 1004. Л. 127об.
12 ЦГА УР. Ф. 134. Оп.1. Д. 995. Л. 270об; Вятские епархиальные ведомости (ВЕВ). 1910. 28 октября. № 43. Отдел официальный. С. 292-293; № 45. 11 ноября. С. 368-369.
13 ЦГА УР. Ф. 63. Оп. 1. Д. 29. Л. 21об, 22об; Ф. 134. Оп. 1. Д. 999. Л. 3об, 7об, 25об.
14 ЦГА УР. Ф. 134. Оп. 1. Д. 1004. Л. 28; Ф. 209. Оп. 1. Д. 78. Л. 3об, 7об, 12об.
15 ЦГА УР. Ф. 89. Оп. 1. Д. 3. Л. 1; Ф. 209. Оп. 1. Д. 78. Л. 7об, 8об, 11.
16 ЦГА УР. Ф. 81. Оп. 1. Д. 128. Л. 335-336.
17 ЦГА УР. Ф. 81. Оп. 1. Д. 128. Л. 329, 339об, 457об; Оп. 2. Д. 18. Л. 8.
18 ЦГА УР. Ф. Р-197. Оп. 1. Д. 61. Л. 1-1об, 4-4об.
19 ЦГА УР. Ф. Р-452. Оп. 1. Д. 50. Л. 4,5об-6.
20 Архивное управление Администрации (АУА) МО «Город Глазов». Ф. Р-464. Оп. 1. Д. 2. Л. 13; Костицина Т.П. За счастье народа // Ленинский путь (Глазов). 1957. 29 декабря.
21 АУА МО «Город Глазов». Ф. Р-464. Оп. 1. Д. 2. Л. 13.
22 ЦГА УР. Ф. Р-41. Оп. 1. Д. 227. Л. 52об.
23 Режим доступа: http://bsk.nios.ru/content/uezdnyy-gorod-v-grazhdanskoy-voyne-iyun-1918-dekabr-1919-g.html (Дата обращения 15.01.2019).
24 Архив Управления федеральной службы безопасности Российской Федерации по Удмуртской Республике (УФСБ УР). Ф. 7. Д. 557. Л. 18об, 23об.
25 ЦГА УР. Ф. Р-452. Оп. 1. Д. 50. Л. 4, 5об-6.
26 ЦГА УР. Ф. 134. Оп. 1. Д. 999. Л. 36; Ф. 189. Оп. 1. Д. 450. Л. 15, 40, 60; ВЕВ. 1917. 12 января. № 1-2. Отдел официальный. С. 12.
27 ЦГА УР. Ф. Р-197. Оп. 1. Д. 119. Л. 43-43об.
28 ЦГА УР. Ф. Р-840. Оп. 1. Д. 9. Л. 47, 71.
29 Центр документации новейшей истории Удмуртской Республики. Ф. 16. Оп. 1. Д. 40. Л. 28, 37об.
30 ЦГА УР. Ф. Р-41. Оп. 3. Д. 4. Л. 1; Д. 5. Л. 10-13.
31 ЦГА УР. Ф. Р-197. Оп. 1. Д. 247. Л. 3, 16.
32 Архив УФСБ УР. Ф. 7. Д. 557. Л. 231; ЦГА УР. Ф. 134. Оп. 1. Д. 1004В. Л. 532-533; Ф. 53. Оп. 1. Л. 1-2.
33 Архив УФСБ УР. Ф. 7. Д. 557. Л. 231.
34 Кочин Г.А. Святитель Виктор (Островидов), епископ Глазовский в истории православного Глазова // Православные вести. Ижица. 2016. № 4. Апрель. С. 5; Архив УФСБ УР. Ф. 7. Д. 1141. Л. 17об; Д. 557. Л. 26.
35 Кочин Г.А. Архиепископ Глазовский Авраамий // Православные вести. Ижица. 2018. № 2. Февраль. С. 9; Архив УФСБ УР. Ф. 7. Д. 557. Л. 231.
36 Архив УФСБ УР. Ф. 7. Д. 557. Л. Л. 18об, 23об.
37 ЦГА УР. Ф. Р-551. Оп. 1. Д. 11. Л. 81.
38 Архив УФСБ УР. Ф. 7. Д. 557. Л. 231.
39 Там же.
40 Православные храмы Удмуртии: Справочник-указатель. Ижевск: Удмуртия, 2000. С. 276, ЦГА УР. Ф. Р-620. Оп. 1. Д. 1161. Л. 45об.
41 Архив УФСБ УР. Ф. 7. Д. 557. Л. 231.
42 ЦГА УР. Ф. Р-475. Оп. 1. Д. 170. Л. 46, 52.
43 Архив УФСБ УР. Ф. 7. Д. 557. Л. 231.
44 ЦГА УР. Ф. Р-475. Оп. 1. Д. 170. Л. 46, 52.
46 Архив УФСБ УР. Ф. 7. Д. 557. Л. 111об, 123А.
47 Архив УФСБ УР. Ф. 7. Д. 557. Л. 24-24об, 26, 27.
48 Архив УФСБ УР. Ф. 7. Д. 557. Л. 122А-123А, 135.
49 Архив УФСБ УР. Ф. 7. Д. 557. Л. 153.
50 Бердинских В. История одного лагеря (Вятлаг). Аграф, 2001 // https://www.litmir.me/bd/?b=550508.
51 Архив УФСБ УР. Ф. 7. Д. 557. Л. 150, 153.
52 Архив УФСБ УР. Ф. 7. Д. 557. Л. 213; Книга памяти жертв политических репрессий. Ижевск: Удмуртия, 2001. С. 254.
53 Архив УФСБ УР. Ф. 7. Д. 557. Л. 170, 232.
54 Архив УФСБ УР. Ф. 7. Д. 557. Л. 179, 180; Книга памяти... С. 311.
55 Архив УФСБ УР. Ф. 7. Д. 557. Л. 222.