[59098,
ОЛП-1, КАСАТКИН Александр Иванович, 47
лет: 1891 - 06.06.1942]
Прибыл
в Вятлаг НКВД 10.03.1942 г. из тюрьмы г.
Кирова.
Находился
в ОЛП № 1.
Умер
06.06.1942 г. в лазарете 1 лагерного пункта
от истощения и энтероколита. Захоронен
06.06.1942 г. на кладбище 1 лагерного пункта.
Описание
личности: рост - средний, телосложение
- пониженное, цвет волос - седые, цвет
глаз - серые, нос - с горбинкой, прочие
приметы — нет.
Семья:
жена Елена Николаевна, сын
Александр 1919 г.р.
[АРЕСТ
Владимирская область, город
Ковров//Нижегородская область, город
Дзержинск ул. Калинина, д.41-1.
РОЖДЕНИЕ
в селе Анучино Дивеевского района
Нижегородской области]
Русский,
родился в семье сельского священника,
протоиерея Иоанна Касаткина, служившего
в церкви с.Анучино, недалеко от Дивеево.
Образование высшее гуманитарное,
владеет немецким, латинским, греческим
языками, кандидат богословия, учитель. "По воспоминаниям знавших его, он был
тих и кроток". В 1914 году закончил
Нижегородскую Духовную Семинарию и
поступил в Петроградскую Духовную
Академию, закончил ее в 1915 со степенью
кандидат богословия. Служил в храме
с.Печерки Нижегородской губ., Арзамасский
у., на должности псаломщика. Рукоположен
в 1915, служил в храмах Н-Новгорода: до
1918 года в Нижне-Посадской Иоанно-Предтеченской
церкви священником, позднее -настоятелем;
Алексеевская церковь священник 1918 -
1921 Нижний Новгород, (согласно архивной
справки из архивного личного дела
осужденного «служба рядовым в Красной
Армии с 1919-1921 год»), Казанская церковь
священник и настоятель в 1921-1934; перед
первым арестом в 1934 году, место служения
- Ивановская обл., г .Ковров,
Христо-Рождественский собор. Особой
тройкой при ПП ОГПУ Горьковского края
приговорен 03/07/1934 по статье ст.58–10 УК
РСФСР к высылке на 3 года в Северный край.
Отбыв ссылку, о.Александр вернулся
домой. Проживал в Дзержинске, работал
бухгалтером аптеки N 79 (согласно архивной
справки из архивного личного дела
осужденного «Работал бухгалтером
Горьковского аптечного управления»).
Дом его был занят, жилец донес на него
и о.Александр был снова арестован 29 июня
1941 как «социально опасный элемент»,
[обвинение - статья 58 пункт 10-1 УК РСФСР],
03.10.1941 г. Особым совещанием при НКВД СССР
приговорен к 5 годам лишения свободы,
начало срока - 29.06.1941 г., конец срока -
29.06.1946 г., прибыл в Вятлаг 10 марта 1942 г.
Из Кирова. СКОНЧАЛСЯ
через 3 месяца - 6 июня 1942 г., 1 лагпункт,
поселок Рудничный,
реабилитирован.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
СВЕДЕНИЯ
Нижегородская
(Горьковская) о.,
г.Дзержинск
Год ареста 1941
День ареста 29
Месяц ареста 6
Год ареста 1941
День ареста 29
Месяц ареста 6
Особое
Совещание при НКВД
СССР
03/10/1941
Статья ст.58–10 ч.1 УК РСФСР
Приговор 5 лет ИТЛ
03/10/1941
Статья ст.58–10 ч.1 УК РСФСР
Приговор 5 лет ИТЛ
ИТЛ
Год начала 1941
Год начала 1941
Кончина
Неточная дата 1940-е
годы
скончался в заключении
Место ИТЛ
скончался в заключении
Место ИТЛ
1 http://lists.memo.ru/index11.htm (сайт
общества "Мемориал". Жертвы
политического террора в СССР). 2 Книга
памяти жертв политических репрессий
в Нижегородской области. Нижний
Новгород. Нижегородский печатник.
Т.1–4. 1997–2003. 3 Дамаскин
(Орловский), иером. Мученики, исповедники
и подвижники благочестия Российской
Православной Церкви ХХ столетия:
Жизнеописания и материалы к ним. Тверь,
1992. Кн.1.
С.200. 4 Евгений Гребнев. Храм Проповедника покаяния// Литературно-художественный альманах "Братина". Вып.6(27). Москва, 2011.
С.120,125,127.
С.200. 4 Евгений Гребнев. Храм Проповедника покаяния// Литературно-художественный альманах "Братина". Вып.6(27). Москва, 2011.
С.120,125,127.
%%%
Касаткин Александр Иванович
(1891,Дивеевский
р-н,с.Анучино, русск., бухгалтер аптеки
№ 79, житель г.Дзержинска Арест:
1941.06.29--,1941) Осужд. 1941.10.03 Особое совещание.
Обв. 58-10 ч.1 Приговор: к 5 годам ИТЛ [Книга памяти
Нижегородской обл.]
Касаткин Александр Иванович
(1891,Дивеевский
р-н,с.Анучино, священник собора, житель
г.Коврова--) Осужд. тройка. Обв. 58-10
Приговор: к 3 ссылки в Северный край
[Книга памяти Нижегородской обл.]
1891
г.р., урож. с. Анучино Дивеевского р-на,
житель г. Коврова, священник собора. В
1934 г. приговорен "тройкой" к 3 г.
ссылки в Северный край.
село
ОНУЧИНО
https://nne.ru/objects/hram-v-chest-voskreseniya-hristova-s-onuchino/
15:15,
2 февраля 2016
Храм
в честь Воскресения Христова (с. Онучино)
Главный
– в честь Воскресения Христова (Пасха).
Придел
– в честь Казанской иконы Божией Матери
(4 ноября).
История
Двухпрестольный
каменный храм был построен в 1897 году.
Последний известный настоятель –
протоиерей Иоанн Иванович Касаткин.
Церковь. Действует.
Престолы:Воскресения Христова, Казанской иконы Божией Матери
Архитектурные стили:Эклектика, Псевдорусский стиль
Год постройки:1897.
Адрес:
607338,
Нижегородская область, Дивеевский
район, с. Онучино, ул. Школьная, д. 34 а.
Престолы:Воскресения Христова, Казанской иконы Божией Матери
Архитектурные стили:Эклектика, Псевдорусский стиль
Год постройки:1897.
Адрес:
Координаты:55.211985, 43.543779
Проезд:Из Арзамаса - через Ореховец, из Дивеева - через Елизарьево, Ивановское. Проезд только на личном транспорте от села Дивеево до села Онучино. Рейсовые автобусы отменены.
Скорбященская церковь с. Б-Печерки Шатковский р-н Нижегородской обл |
с.
Печерки Арзамасский уезд
Ревизская
сказка 1858 года декабря 24, сельца Малых
Печерок помещицы тайной советницы
Анастасии Федоровны Суковниной. Чаловы,
Желтовы, Зайкин, Гарюнов, Ешёнков, Прошин
- Переведены Самарской губернии в
Бузлукский уезд в д. Анастасьино,Новопетровское
тож в 1853 году.
Метрическая
книга Скорбященской церкви села Большие
Печерки Арзамасского уезда
1889
год
Священник
Аркадий Зефиров и псаломщик Василий
Золотницкий.
Деревни
Нагаева : Еремин, Луконин, Рубцов, Поляков
,Лукьянов
Села
Больших Печерок: Сорокин , Веденев ,
Козлов, Хохлов, Чудаков, Кочетов,Шаров,
Ззубанов, Голубев, Богов ,Ганов, Айдов,
Никитин, Миридонов, Шилкин, Романов,
Корнилов, Еремин, Минеев, Дряхлов, Жидков,
Наумов, Вшивкин , Захаров, Чуранов, ,
Щипанов, Крылов, Савватьев , Кузнецов,Ганов
- Колышков тож, Минеев -Саватеев тоже ,
Хохлов, Денисов, Рузев, Медведев,Данилов,
Голунов, Гаранин, Щелкунов, Айдов -
Миридонов тож
Деревни
МалыхПечерок : Шишкин, Окунев, Медянцев
, Беляшов , Фатьянов, Пронин,Коновалов,
Дементьев, Макаров, Логинов , Гузев ,
Рудых, Слепанов, Курносов, Гаврилов,
Кудряшов , Хоменков , Пекилин, Маркелов
,Дятлов , Плеханов , Рыбалкин, Гусев,
Прошин, Медянский, Маркелов , Тураносов,
Никитин, Носов
Если
в Ваших поисках родословной прадеда
мужа Вам встретится информация об Айдове
Петре Ивановиче, проживавшем в селе
Большие Печёрки до Великой Отечественной
войны, и о его жене Айдовой Пелагее
Ивановне, то сообщите мне, пожалуйста,
всё, что о них узнаете.Буду Вам очень
признательна.
1889.Декабрь.
№46.29\1. Села.Больших Печерок заштатный
псаломщик Петр Абрамов Яворский.76лет.
умер от старости
Иван
Щербаков (взято отсюда)
Из истории села, несколько фактов. Может это кому-то покажется интересным. Первое упоминания о селе - это кажется самое начало 17-го века, примерно 1610-1620 г, но уже село т. е.была церковь, по воспоминаниям старых людей- деревянная, а находилась она на правом берегу Сердема (или правильное название Сердемь), это место раньше называлось подмакващиной- искаженное от слова " маковицы" т. е.крест с куполом, А образование села я отношу к последнему походу Ивана Грозного на Казань, т. е.после 1556 года, а что путь его проходил рядом с нашими местами - я не сомневаюсь Кто постарше-вероятно помнят названия-Левашов порядок; Шлеметьевы или Шлеметьева барщина (икаженное от Шереметьевы), а это бояре- участники последнего похода Грозного. Вероятно, наши земли и были пожалованы за службу этим боярам Если, уважаемые земляки, Вас заинтересует эта тема - я с удовольствием поделюсь своими рассуждениямию Кстати, наверное я обнаружил и происхождение М. Печерок.
Из истории села, несколько фактов. Может это кому-то покажется интересным. Первое упоминания о селе - это кажется самое начало 17-го века, примерно 1610-1620 г, но уже село т. е.была церковь, по воспоминаниям старых людей- деревянная, а находилась она на правом берегу Сердема (или правильное название Сердемь), это место раньше называлось подмакващиной- искаженное от слова " маковицы" т. е.крест с куполом, А образование села я отношу к последнему походу Ивана Грозного на Казань, т. е.после 1556 года, а что путь его проходил рядом с нашими местами - я не сомневаюсь Кто постарше-вероятно помнят названия-Левашов порядок; Шлеметьевы или Шлеметьева барщина (икаженное от Шереметьевы), а это бояре- участники последнего похода Грозного. Вероятно, наши земли и были пожалованы за службу этим боярам Если, уважаемые земляки, Вас заинтересует эта тема - я с удовольствием поделюсь своими рассуждениямию Кстати, наверное я обнаружил и происхождение М. Печерок.
А
теперь о Малых Печерках... Совершенно
достоверный факт, что после взятия
поляками Смоленска в1610 году(даты могут
быть не точными, с разницей 1-2 года, т.
к. пишу по памяти) очень много смолян не
захотели оставаться под поляками и ушли
в глубь России, так вот, какая-то часть
была отправлена в Арзамасское воеводство.
Так вот видимо они и основали М. Печерки,
поэтому и звали жителей М. Печерок "
литвой" т. к. Смоленск очень долго был
в составе Великого княжества Литовского,
от сюда и южно-русский выговор и прозвище-"
литва"
В1646г у князя Алексея Михайловича Львова русского государственного деятеля и дипломата в числе сел числились с Печерки, деревня Даниловская( Малые Печерки) с. Нагаево. В конце 18 века принадлежало Зиновьему Ивану Ивановичу.В сельце было 36 дворов и проживали 132 муж. и 154 жен.
1859г. принадлежит Анастасии Федоровне Суковкиной . 38 дворов.(179 МУЖ И 204 ЖЕН.) В 1914 г в М. Печерках 100 дворов проживает 537 жителей , построена церковь ,деревня стала селом.
В1646г у князя Алексея Михайловича Львова русского государственного деятеля и дипломата в числе сел числились с Печерки, деревня Даниловская( Малые Печерки) с. Нагаево. В конце 18 века принадлежало Зиновьему Ивану Ивановичу.В сельце было 36 дворов и проживали 132 муж. и 154 жен.
1859г. принадлежит Анастасии Федоровне Суковкиной . 38 дворов.(179 МУЖ И 204 ЖЕН.) В 1914 г в М. Печерках 100 дворов проживает 537 жителей , построена церковь ,деревня стала селом.
Большие Печерки. Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость".
Нижегородская
область / Шатковский
район / Большие
Печерки
Лысковская епархия / Шатковское благочиние
Лысковская епархия / Шатковское благочиние
Церковь. Действует.
Престолы:"Всех скорбящих Радость" иконы Божией Матери, Михаила Архангела, Илии Пророка
Год постройки:1769.
Адрес:
Координаты:55.331891, 44.616447
Проезд:Шатки - Кержемок - Смирново - Бритово - Б. Печерки; также есть грунтовая дорога из д. Б. Якшень Бутурлинского района
Проезд:Шатки - Кержемок - Смирново - Бритово - Б. Печерки; также есть грунтовая дорога из д. Б. Якшень Бутурлинского района
https://шатковская-библиотека.рф/index.php/kraevedcheskij-ekskurs-po-shatkovskomu-rajonu/41-ne-ukazano/550-khramy-shatkovskogo-rajona
С.
Большие Печерки храм в честь иконы
Божией Матери «Всех скорбящих радость»
Памятник
градостроительства и архитектуры
регионального значения. Церковь в честь
иконы Божией Матери «Всех скорбящих
радость» трёхпрестольная, построена в
1769 году на средства госпожи Соймановой.
В 30 – е годы XX века, когда по всей стране
шла ликвидация церквей, жители с. Большие
Печерки не допустили варварского
разорения церкви и её отстояли.
Нижегородская Нижнепосадская церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи
Нижегородская
Нижнепосадская церковь во имя Рождества
Иоанна Предтечи изначально была построена
как деревянная клетцкая. Это широко
известный стиль храмового строительства,
когда несколько деревянных срубов
(главная храмовая часть, трапезная,
алтарь) составляют единое храмовое
здание. Церковь была однокупольной,
имела западную и северную паперти. Дата
постройки — 1531 год. Причиной постройки
церкви Иоанна Предтечи послужило
посещение Нижнего Новгорода великим
князем Василием III, который получил
известие о рождении наследника. Этим
наследником оказался будущий первый
русский царь Иван IV Грозный, небесным
покровителем которого был святой Иоанн
Предтеча.
С
момента постройки церковь многократно
страдала от пожаров, которые охватывали
как Нижний посад, так и весь город. В
1683 году на средства нижегородского
посадского человека Гаврилы Степановича
Дранишникова церковь во имя Рождества
Иоанна Предтечи была выстроена в камне.
Он был состоятельным человеком,
вернувшимся в Нижний Новгород после
многолетней государственной торговой
службы в Астрахани. Чтобы подтвердить
свою приверженность Православию,
Дранишников дал обет построить каменный
храм и получил на это благословение
митрополита Нижегородского Филарета.
Однако Гаврила Степанович умер в 1679
году, и достройкой храма занимался его
брат Лаврентий.
Нижнепосадская
Предтеченская церковь построена возле
Ивановской башни Нижегородского кремля,
ворота которой были главным въездом в
город. Мимо Предтеченской церкви
проследовали все русские государи,
посещавшие Нижний Новгород. На площади
перед Предтеченской церковью произошло
событие, повлиявшее на весь ход истории
нашего Отечества: с воззванием к народу
выступил посадский староста Кузьма
Минин, который, исполняя благословение,
данное всему русскому народу Святейшим
Патриархом Гермогеном, приступил к
формированию Нижегородского ополчения.
Победа ополчения над иноземцами позволила
России сохранить свою государственность
и Православную веру.
В
XIX веке Нижнепосадская Предтеченская
церковь пережила череду больших ремонтов
и реконструкций, начало которым положил
император Николай I. Он посетил Нижний
Новгород в 1834 году и, увидев Предтеченскую
церковь, облепленную нелепыми постройками,
распорядился «уничтожить прилегающие
с верху и низу и перед нею строения». В
1842 году после слома этих построек причт
Предтеченской церкви приступил к
ремонтным работам. В 1871-1872 годах на
средства церковного старосты Ивана
Ивановича Вознесенского была перестроена
колокольня на новых фундаментах, с
увеличением габаритов. Она стала выше
за счет дополнительного яруса четверика.
В 1874 году была построена каменная
сторожка для церковного караула.
В
память мученической кончины государя
Александра II – Освободителя, последовавшей
в 1881 году, когда убийца бросил бомбу в
Помазанника Божия, в 1882 году в Нижнем
Новгороде была освящена часовня во имя
святого благоверного великого князя
Александра Невского. Это и есть та
часовня, что примыкает к Предтеченской
церкви с северо-западной стороны. Часовня
была построена усердием бывшего старосты
церкви, нижегородского купца Константина
Степановича Колокольцева. В 1885 году
староста Предтеченской церкви купец
первой гильдии Иван Иванович Фролов и
его брат Семен Иванович пожертвовали
средства на ремонт обветшавшей трапезной,
который был закончен в 1888 году. Ремонт
основной храмовой части осуществлялся
также на средства Ивана Ивановича
Фролова с 1899 по 1902 год. Возобновленный
главный придел был освящен 3 июня 1902
года, в день Святого Духа Преосвященным
епископом Назарием.
Кроме
придела во имя Рождества Иоанна Предтечи,
расположенного в главной храмовой
части, в церковной трапезной действовали
два придела: правый – во имя
Симеона Богоприимца и праведной Анны
Пророчицы, освященный в 1783 году, и левый
– во имя Святого Архистратига Михаила
и Апостола Иоанна Богослова, освященный
после слома в 1836 году Духовского придела.
Этот придел был пристроен к храму вдоль
всей северной стороны и, не имея никаких
архитектурных достоинств, перекрывал
храм по фасаду со стороны Ивановского
спуска – главной дороги в кремль.
В
период гонений на Русскую Православную
Церковь, в 1937 году пострадали все
служители Нижнепосадской Предтеченской
церкви: протоиерей Иоанн Лазарев,
настоятель протоиерей Иоанн Каторжин,
протоиерей Константин Тихонов, диакон
Василий Троицкий и староста церкви
Анисия Ивановна Масланова решением
«тройки» были приговорены к расстрелу.
Претерпевшие до конца в этих страшных
испытаниях – священномученик Иоанн
Лазарев и мученица Анисия прославлены
Церковью в лике святых новомучеников
российских.
5
августа 1938 года было принято решение
Облисполкома №45 «о передаче помещения
бывшей церкви Ивана Предтеча Обл. Совету
Осоавиахима и бассейному Совету
Осоавиахима ВВРП». В ходе перестройки
храмового здания под клуб и мастерские,
продолжавшейся до начала 1940-х годов,
все объекты храмового ансамбля были
изуродованы. В часовне во имя святого
благоверного великого князя Александра
Невского был устроен общественный
туалет, действовавший до 1991 года.
29
мая 1995 года у еще не возрожденной
Нижегородской Предтеченской церкви
появился настоятель: по распоряжению
митрополита Нижегородского и Арзамасского
Николая на эту должность был назначен
протоиерей Николай Соседкин. 27 сентября
1995 года вышло распоряжение №704 Комитета
по управлению государственным имуществом
Нижегородской области «О передаче
здания церкви Иоанна Предтечи в г. Нижнем
Новгороде в бессрочное, безвозмездное
пользование религиозному объединению».
7 января 1996 года в праздник Рождества
Христова, после долгих лет запустения,
в Нижегородской Предтеченской церкви
была отслужена первая Божественная
литургия.
29
января 1998 года приходу Предтеченской
церкви было передано здание Спасской
часовни, прежде принадлежавшее
уничтоженному кремлевскому кафедральному
Спасо-Преображенскому собору.
Работы
по реконструкции и восстановлению всех
объектов храмового комплекса были
проведены в 2004-2005 годах при настоятеле
иерее Дионисии Соловьеве. Благотворителем
выступил Балахнинский бумкомбинат
«Волга» в лице его руководителя Шалвы
Бреуса. Решения по реконструкции храма
и обустройству площади Народного
Единства принимал комитет, сопредседателями
которого были Полномочный представитель
Президента РФ Кириенко С.В. и епископ
Нижегородский и Арзамасский Георгий.
Координация действий по объекту
проводилась Главным федеральным
инспектором по Нижегородской области
Лимаренко В.И. 4 ноября 2005 года великое
освящение Нижегородского храма во имя
Рождества Иоанна Предтечи совершил
Святейший Патриарх Алексий II.
18
и 19 июня 2006 года в Нижегородском храме
во имя Рождества Иоанна Предтечи
пребывала для всенародного поклонения
великая святыня христианского мира –
святая десница Иоанна Предтечи Крестителя
Господня, которому посвящен храм. В
настоящее время среди других святынь
в храме обретается аналойная икона с
частицей святых мощей Иоанна Предтечи,
обретенная в марте 2009 года трудами
бывшего настоятеля храма протоиерея
Сергия Шалатонова.
11
декабря 2012 года в храме освящена аналойная
икона святых новомучеников российских
– священномученика Иоанна Лазарева и
мученицы Анисии Маслановой. Икона
написана тщанием благотворителей
супругов Бокаревых.
О
полутысячелетней истории храма можно
узнать из книги Евгения Гребнева «Храм
проповедника покаяния», опубликованной
в московском альманахе «Братина» в №№
25-28 за 2011-2012 гг.
Отрывки
из этой книги опубликованы в журнале
«Православное слово в Нижнем Новгороде»
в №№ 5, 7-10 за 2012 год.
Дате
постройки деревянной Предтеченской
церкви и ее историческому облику
посвящена научная статья Гребнева Е.И.
«Церковь «древяна клетцки», опубликованная
в сборнике «Труды конференции «Покровские
Дни» Н.Новгород, 2011 г. Нижний Новгород,
номер 3, в трех томах. Том 2. 1 октября 2012
г.
СИНОДИК
ХРАМА
Священника Александра
|
Александр Иванович
Касаткин, 1915 – 1918, осужден в 1934 скончался
в заключении
|
Алексеевская
церковь, Н-Новгород
Храм
в честь святителя Алексия, митрополита
Московского
ИсторияДуховенствоРасписание
богослуженийПросветительская
деятельностьКонтакты
Престол
Главный
– в честь Святителя Алексия, митрополита
Московского и всея Руси (25 февраля, 2
июня)
Правый
– в честь иконы Божией Матери
«Скоропослушница» (22 ноября)
Святыни
Ковчег
с мощами преподобного Иоанна Дамаскина
Преподнесена
в дар Иерусалимским патриархатом в 2014
г.
Икона
преподобных старцев Оптинских с частицами
святых мощей: Льва, Иосифа, Антония
(Потапова), Антония (Зерцалова), Илариона,
Нектария, Макария, Варсонофия, Амвросия,
Рафаила
Икона
новомучеников, учивших и учившихся в
Нижегородской семинарии
Икона
священномученика Фаддея (Успенского),
епископа Тверского с частицей мощей
(выпускник Нижегородской семинарии)
Икона
священномученика Петра (Зверева),
архиепископа Воронежского с частицей
мощей
Икона
святителя Филарета, митрополита
Московского с частицей мощей (находится
в алтаре)
Икона
святителя Игнатия (Брянчанинова),
епископа Кавказского с частицей мощей
Икона
святителя Луки (Войно-Ясенецкого),
исповедника, архиепископа Крымского с
частицей мощей
Икона
блаженной Ксении Петербуржской,
освященная на могиле блаженной
Икона
священномученика Илариона, епископа
Верейского с частицей мощей (находится
в алтаре)
Икона
святителя Иоасафа, епископа Белгородского
с частицей мощей (находится в алтаре)
Икона
благоверного князя Олега Брянского с
частицей мощей (находится в алтаре)
Икона
святителя Феофана Затворника, Вышенского
с частицей мощей (находится в алтаре)
Икона
священномученика Иакова Хаматурского
с частицей мощей (находится в алтаре)
Преподнесена
в дар Нижегородской епархии делегацией
Хаматурского монастыря (Ливан) в сентябре
2010 года.
История
Архитекторы:
Иван Иванович Межецкий, Антон Лаврентьевич
Леер.
Освящен
в 1834 году.
После
восстановления освящен: правый придел
– 13 декабря 2008 г., центральный – 25 февраля
2011 г.
Алексеевский
храм строился на средства вкладчиков
и благотворителей монастыря. Первоначально
деньги на строительные работы пожертвовала
некая особа, пожелавшая остаться
неизвестной. В октябре 1823 года, когда
кладку стен довели до куполов, строительство
было прекращено за неимением у монастыря
денежных средств – вплоть до 1825 года,
когда в августе эта же неизвестная дама
вновь сделала пожертвование. Кроме
этого в марте 1826 года нижегородский
купец М.И. Костромин пожертвовал 20 тысяч
рублей, и работы по строительству храма
пошли полным ходом.
К
августу 1834 года в новом Алексеевском
храме был установлен иконостас, расписаны
интерьеры, а 15 сентября состоялось
освящение храма. В 1882-1883 годах в
Алексеевском храме на средства известных
нижегородских купцов и благотворителей
братьев Ивана и Митрофана Рукавишниковых
были устроены два дополнительных
придела. Впоследствии в них были погребены
известные нижегородские подвижники и
просветители, которые пребывали на
покое в Благовещенской обители Нижнего
Новгорода – архиепископ Макарий
(Миролюбов) и епископ Иеремия (Соловьев).
Могилы их были украшены бронзовыми
позолоченными оградами изящного рисунка,
над склепами были установлены белые
мраморные плиты с высеченными на них
эпитафиями.
В
послереволюционный период Алексеевский
храм, как и сам Благовещенский монастырь,
был закрыт и вместе с другими монастырскими
церквями и постройками передан в ведение
17-й стрелковой дивизии.
C
1948 по 2005 г. в здании Алексеевской церкви
размещался Нижегородский планетарий.
При этом были снесены малые главы,
понижен центральный световой барабан.
Второе
рождение Алексеевской церкви началось
в начале ХХI века, когда осенью 2004 года
было принято решение о восстановлении
и возрождении Алексеевского храма
Благовещенского монастыря в рамках
программы «Ильинская Слобода». Активное
участие в этом приняли полномочный
представитель Президента в ПФО С. В.
Кириенко и его заместитель С. А. Обозов,
которые способствовали выделению
бюджетных средств на строительство в
Нижнем Новгороде нового планетария. 27
декабря 2005 года здание Алексеевского
храма было официально передано
Нижегородской епархии. В этот день
впервые за последние 88 лет под сводами
некогда великолепного храма прозвучала
молитва – архиепископ Нижегородский
и Арзамасский Георгий совершил
благодарственный молебен.
В
отличие от многих храмов, которые
возвращались Нижегородской епархии в
плачевном состоянии, храм святителя
Алексия сохранился достаточно хорошо.
29
декабря 2006 года был установлен и освящен
крест для центрального купола Алексеевского
храма. 17 февраля 2007 года состоялось
освящение вновь изготовленных четырех
малых куполов с крестами. Внутри храма
был демонтирован старый мраморный пол
и установлен новый с обогревом.
Во
время реставрационных работ были
обследованы храмовые склепы, и в
результате проведенных археологических
исследований были найдены останки
епископа Иеремии (Соловьева) и архиепископа
Макария (Миролюбова), которые были
перезахоронены там же в Алексеевской
церкви. К ноябрю 2007 года реставрационные
работы были полностью закончены: внутри
Алексеевского храма восстановлены все
фрески, написаны иконы, установлен
фаянсовый иконостас, подведено освещение,
позолочены купола, заменена кровля,
установлены новые двери, расписаны
фронтоны.
В
восстановлении храма принимали участие
самые различные специалисты: организация
«Унистрой», «Отделспецстрой», «ДОК-78»,
«Сергеев и Компания», «Маримал».
Восстановлением храмовой настенной и
купольной росписи занимались художники
из Владимира под руководством
художника-реставратора В. И. Некрасова.
Иконы для иконостаса выполнены в
иконописной мастерской при соборе
Александра Невского Нижнего Новгорода
под руководством Я. К. Васильченко.
Позолоту крестов и куполов Алексеевской
церкви выполнили сестры Серафимо-Дивеевского
женского монастыря. Вся церковная утварь
была изготовлена на церковно-художественном
предприятии «Софрино». На фарфоровом
заводе Сысерти Свердловской области
был изготовлен фаянсовый иконостас –
первый в Нижегородской епархии. Куратором
реставрации Благовещенского мужского
монастыря был доктор геолого-минералогических
наук, профессор В. В. Дмитриев. В возрождении
Алексеевской церкви основную финансовую
помощь оказала группа компаний АСВТ,
президент которой Анастасия Оситис
является также президентом благотворительного
фонда равноапостольных Константина и
Елены.
После
возрождения Алексеевский храм передан
Нижегородской духовной семинарии. В
нем богослужения совершают преподаватели
духовной школы, семинаристы несут все
храмовые послушания – певцов, пономарей,
звонарей, совершают молитвенные правила.
Милостью
Божией Алексеевский храм живет своей
полноценной жизнью, выполняя свое прямое
назначение – быть домом Божиим и местом
молитвы.
По
материалам: Дегтева О.В. Алексеевская
церковь нижегородского Благовещенского
монастыря: – Нижний Новгород: Издательский
отдел Нижегородской епархии, 2009.
%%%
Престолы:Алексия,
митрополита Московского
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1717 и 1719. В 1823-1825 капитально перестроена в стиле классицизм.
Год утраты:1930 (снесена)
Ссылки:
Адрес:
Россия,
Нижегородская область, г. Нижний Новгород,
пл. Минина и Пожарского
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1717 и 1719. В 1823-1825 капитально перестроена в стиле классицизм.
Год утраты:1930 (снесена)
Ссылки:
Адрес:
Координаты:56.32607, 44.00633
Проезд:Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, в 50м от фонтана в сторону ул. Алексеевской (названа в честь церкви)
Проезд:Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, в 50м от фонтана в сторону ул. Алексеевской (названа в честь церкви)
%%%
%%%
Казанская церковь
Н-Новгород
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери
Престол
В честь иконы Божией Матери «Казанская» (4 ноября)
В честь иконы Божией Матери «Казанская» (4 ноября)
Святыни
Икона с частицей мощей святителя Луки Крымского
Икона с частицей мощей святителя Луки Крымского
История
Казанская
церковь в Нижнем Новгороде, «древяна
на подклетях, с папертью, верх шатром»,
стояла на Зеленском съезде у подножия
кремля и считалась одной из древнейших
в городе.
В 1687 году
купец Афанасий Олисов вместо древнего
деревянного храма — современника
событий Смутного времени — отстроил в
память подвига Нижегородского ополчения
кирпичную церковь. В ней было три
престола: в честь Казанской иконы Божией
Матери, священномученика Иоанна Воина
и святителя Димитрия Ростовского.
Церковь
была разрушена в 50-е годы XX века.
История
возрождения Казанской церкви связана
с возникновением нового праздника –
Дня народного единства, отмечаемого 4
ноября. Храм был заложен 3
ноября 2005 года Святейшим Патриархом
Московским и всея Руси Алексием II. В
церемонии закладки участвовали
полномочный представитель Президента
Российской Федерации в Приволжском
федеральном округе Сергей Кириенко,
губернатор Нижегородской области
Валерий Шанцев, глава Нижнего Новгорода
Вадим Булавинов.
В 2006 году
по инициативе архиепископа Нижегородского
и Арзамасского Георгия был организован
конкурс эскизных проектов будущего
храма. Лучшим из них был единодушно
признан эскиз архитектора Евгения
Пестова.
22
января 2009 года архиепископ Нижегородский
и Арзамасский Георгий освятил кресты,
купола и звонницу Казанской церкви,
которая строилась на площадке между
Ильинской улицей и Зеленским съездом.
3
ноября 2012 года митрополит Нижегородский
и Арзамасский Георгий совершил чин
освящения и первую Божественную литургию
в храме в честь Казанской иконы Божией
Матери. Его Высокопреосвященству
сослужили епископы Ветлужский и
Городецкий Августин и Выксунский и
Павловский Варнава, а также клирики
Нижегородской епархии.
https://www.facebook.com/ChemodanNastroenie/videos/804700379693059/
Церковь иконы Божией матери Казанская на Зеленском съезде. В Советское время каменная Казанская церковь, находившаяся на этом месте, была снесена. Строительство новой церкви на месте разрушенной было начато только в 2005 г. Церковь возведена по новому проекту и не является реконструкцией старой
Церковь иконы Божией матери Казанская на Зеленском съезде. В Советское время каменная Казанская церковь, находившаяся на этом месте, была снесена. Строительство новой церкви на месте разрушенной было начато только в 2005 г. Церковь возведена по новому проекту и не является реконструкцией старой
Казанская церковь Нижний Новгород старое фото 1900 г |
Церковь.
Утрачена.
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Димитрия Ростовского, Иоанна Воина
Год постройки:Между 1687 и 1689. Трапезная и колокольня - 1820-е гг.
Год утраты:1935 (снесена)
Адрес:
г.
Нижний Новгород, Почаинская улица, 31, к
1(при пересечении с Зеленским съездом)
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Димитрия Ростовского, Иоанна Воина
Год постройки:Между 1687 и 1689. Трапезная и колокольня - 1820-е гг.
Год утраты:1935 (снесена)
Адрес:
%%%
Дом причта
Казанской церкви
|
|
---|---|
Страна | Россия |
Город | Нижний Новгород, Зеленский съезд, 8 |
Архитектурный стиль | Академическая эклектика |
Автор проекта | Л. В. Даль |
Строительство | 1861—1872 годы |
Статус | не охраняется |
Материал | кирпич |
%%%
Ковров:
Христорождественский собор
В
настоящее время Христорождественский
собор является не только самым древним
строением Коврова, но в значительной
степени символом минувшей истории.
Первая деревянная церковь на этом месте построена в 1160-х гг. по воле князя Андрея Боголюбского. Как-то в морозный декабрьский день князь охотился в густых лесах над Клязьмой и, случайно оставшись один, заблудился. Он долго плутал по заснеженному лесу и начал замерзать. Блеснувший вдалеке огонек вывел князя к избушке местного зверолова Елифана (именно с этого поселения, получившего название Елифановки, и начинался Ковров). Старший сын Елифана, Василий, в память о чудесном спасении князя и по его же повелению срубил на высоком клязьменском берегу церковь, освященную в честь Рождества Христова, так как именно под Рождество случились описанные события.
По Христорождественской церкви маленькое село Елифановка стало именоваться Рождественским, которое с конца XV в. уже упоминается в исторических документах. В дальнейшем село получило название Коврово, так как находилось во владении князей Стародубских-Ковровых.
Прошло несколько веков существования села Коврово, прежде чем в нем построили первую каменную церковь на месте сменявших друг друга деревянных Рождественских храмов. Сегодня практически ничего не известно об этих деревянных церквях. Даже о дате создания нынешнего каменного собора нет точных сведений.
Предположительно, строительство велось во второй половине XVII в. (скорее всего, в первой половине 1690-х гг.). К началу XVIII в. церковь села Коврово упоминается в источниках уже как каменная. Храм – бесстолпный двусветный четверик, с пятиглавием. Верх фасадов завершается поясом кокошников под карнизом. Углы здания декорированы широкими лопатками с вертикально расположенными ширинками. С севера к храму примыкал придел Макария Калязинского.
Перепись 1701 г. дает подробное описание церковной утвари и внутреннего убранства Христорождественского храма. Наиболее интересна старинная икона Смоленской Божьей Матери, в честь которой в конце XVIII в. в ковровском соборе был устроен новый придел. Любопытна история этой иконы. Считается, что она была принесена в ковровский Христорождественский храм в середине XVII в. из соседнего села Нестерово (ныне не существующего). Она там чудом уцелела при пожаре в деревянной церкви Георгия Победоносца. С тех пор икону Смоленской Божьей Матери считают чудотворной и приносящей исцеление. По воскресным дням перед этой иконой в Христорождественском храме проводились торжественные молебны. Ежегодно 28 июля, в день иконы Смоленской Божьей Матери в Коврове проходил большой праздник. Во второй половине XIX в. к этому празднику была приурочена однодневная ярмарка.
В 1870 г. Христорождественский храм был расширен и получил статус собора. В 1920-1926 гг. собор был кафедральным Ковровского викария Владимирского архиепископа. В 1937-1945 гг. собор был закрыт. В 1946 г. Христорождественский собор был восстановлен и оставался единственным действующим храмом в г. Коврове до 1991 г.
Первая деревянная церковь на этом месте построена в 1160-х гг. по воле князя Андрея Боголюбского. Как-то в морозный декабрьский день князь охотился в густых лесах над Клязьмой и, случайно оставшись один, заблудился. Он долго плутал по заснеженному лесу и начал замерзать. Блеснувший вдалеке огонек вывел князя к избушке местного зверолова Елифана (именно с этого поселения, получившего название Елифановки, и начинался Ковров). Старший сын Елифана, Василий, в память о чудесном спасении князя и по его же повелению срубил на высоком клязьменском берегу церковь, освященную в честь Рождества Христова, так как именно под Рождество случились описанные события.
По Христорождественской церкви маленькое село Елифановка стало именоваться Рождественским, которое с конца XV в. уже упоминается в исторических документах. В дальнейшем село получило название Коврово, так как находилось во владении князей Стародубских-Ковровых.
Прошло несколько веков существования села Коврово, прежде чем в нем построили первую каменную церковь на месте сменявших друг друга деревянных Рождественских храмов. Сегодня практически ничего не известно об этих деревянных церквях. Даже о дате создания нынешнего каменного собора нет точных сведений.
Предположительно, строительство велось во второй половине XVII в. (скорее всего, в первой половине 1690-х гг.). К началу XVIII в. церковь села Коврово упоминается в источниках уже как каменная. Храм – бесстолпный двусветный четверик, с пятиглавием. Верх фасадов завершается поясом кокошников под карнизом. Углы здания декорированы широкими лопатками с вертикально расположенными ширинками. С севера к храму примыкал придел Макария Калязинского.
Перепись 1701 г. дает подробное описание церковной утвари и внутреннего убранства Христорождественского храма. Наиболее интересна старинная икона Смоленской Божьей Матери, в честь которой в конце XVIII в. в ковровском соборе был устроен новый придел. Любопытна история этой иконы. Считается, что она была принесена в ковровский Христорождественский храм в середине XVII в. из соседнего села Нестерово (ныне не существующего). Она там чудом уцелела при пожаре в деревянной церкви Георгия Победоносца. С тех пор икону Смоленской Божьей Матери считают чудотворной и приносящей исцеление. По воскресным дням перед этой иконой в Христорождественском храме проводились торжественные молебны. Ежегодно 28 июля, в день иконы Смоленской Божьей Матери в Коврове проходил большой праздник. Во второй половине XIX в. к этому празднику была приурочена однодневная ярмарка.
В 1870 г. Христорождественский храм был расширен и получил статус собора. В 1920-1926 гг. собор был кафедральным Ковровского викария Владимирского архиепископа. В 1937-1945 гг. собор был закрыт. В 1946 г. Христорождественский собор был восстановлен и оставался единственным действующим храмом в г. Коврове до 1991 г.
С
1920 по 1926 гг. собор был кафедральным
Ковровского викария Владимирского
архиепископа.
Ковровский протоиерей Павел Авроров являлся с 1922 г. уполномоченным от «Владимирской епархии» в Высшем Церковном Управлении (ВЦУ) - центральном органе «обновленческого» движения. Но верующий народ большей массой посещал Христорождественский собор, принадлежавший «старо-церковному» направлению.
В начале 1926 г. в Коврове возникает «независимая» церковная община, в уставе которой было записано, что она создается «в противовес против крайностей Тихоновской и обновленческой церкви...». В ходе конфликтов Христорождественский собор закрепили за общиной староцерковной (2253 чел. прихожан), Спасо-Преображенский за «обновленцами» (1000 чел.), церковь Иоанна Воина (499 чел.) за «автокефалистами». В 1931 г. Спасо-Преображенский собор власти закрыли. Та же участь постигла в 1938 г. Христорождественский собор, венчания храма и колокольни разобраны. Кладбищенская церковь Иоанна Воина оставалась в пользовании «обновленческой» общины, но также недолго. В 1945 г закрыли и ее.
Ковровский протоиерей Павел Авроров являлся с 1922 г. уполномоченным от «Владимирской епархии» в Высшем Церковном Управлении (ВЦУ) - центральном органе «обновленческого» движения. Но верующий народ большей массой посещал Христорождественский собор, принадлежавший «старо-церковному» направлению.
В начале 1926 г. в Коврове возникает «независимая» церковная община, в уставе которой было записано, что она создается «в противовес против крайностей Тихоновской и обновленческой церкви...». В ходе конфликтов Христорождественский собор закрепили за общиной староцерковной (2253 чел. прихожан), Спасо-Преображенский за «обновленцами» (1000 чел.), церковь Иоанна Воина (499 чел.) за «автокефалистами». В 1931 г. Спасо-Преображенский собор власти закрыли. Та же участь постигла в 1938 г. Христорождественский собор, венчания храма и колокольни разобраны. Кладбищенская церковь Иоанна Воина оставалась в пользовании «обновленческой» общины, но также недолго. В 1945 г закрыли и ее.
В
1946 г. собор открыт, венчания восстановлены
в упрощенных формах.
Отреставрирован в кон. 1980-х гг.
Оставался единственным действующим храмом в г. Коврове до 1991 г.
Отреставрирован в кон. 1980-х гг.
Оставался единственным действующим храмом в г. Коврове до 1991 г.
вплоть
до начала 1920-х гг. к этому собору были
приписаны и два других ковровских храма:
новый Спасо-Преображенский собор и
кладбищенская Иоанно-Воиновская церковь.
Настоятели-протоиереи Христорождественского
собора возглавляли причт всех трех
храмов и занимали пост благочинного
всего ковровского городского духовенства.
(Протоиерей
Алексей Григорьевич Радугин)
В
соборной ограде за алтарем чудом
сохранились надгробие и могила протоиерея
Алексея Григорьевича Радугина, настоятеля
собора в 1883-1905 гг. и ковровского
благочинного А в 1920-1926 гг. Христорождественский
собор являлся кафедральным для епископов
Ковровских - викариев Владимирской и
Шуйской епархии. Из числа викарных
епископов Ковровских наиболее известен
владыка Афанасий (Сахаров), в 2000 году
причисленный к лику святых.
В
1937 году в разгар гонений на религию,
Христорождественский собор был
закрыт, с него были сбиты кресты, а потом
и снесены купола храма и колокольни,
церковная утварь частично была вывезена.
Кроме того, в конце 1930-х гг. в соборную
колокольню врезался в тумане низко
летевший со стороны Клязьмы небольшой
самолет, причем два члена экипажа погибли
и были похоронены в Коврове. От этого
столкновения звонница оказалась
повреждена, а на ее обломанной вершине
некоторое время вместо креста и купола
красовался небольшой красный флаг.
(Собор
в 1938 году вскоре после закрытия)
Только
в 1945 году по многочисленным просьбам
верующих старый
собор Коврова власти разрешили вновь
сделать действующим храмом, а иконостас
туда перенесли из соседнего тогда
закрытого Иоанно-Воиновского храма.
Вплоть до 1990 года Христорождественский
собор был единственной действующей
церковью в городе с более чем 150-тысячным
населением. В канун празднования
1000-летия крещения Руси были восстановлено
пятиглавие собора (до этого с конца 40-х
гг. его венчал всего лишь один временный
небольшой купол, совершенно неподходящий
для здания такого объема), а также
завершение колокольни. С тех пор внешний
облик собора почти не менялся - это столь
привычная нам «белая церковь» с золочеными
куполами, единственное зримое напоминание
о тех временах, когда вместо нынешнего
города существовало лишь село Коврово.
Комментариев нет:
Отправить комментарий