[2461,
ОЛП-6, ТРОИЦКИЙ Владимир Владимирович,
38 лет: 1900 - 12.08.1938]
В
Вятский ИТЛ (Вятлаг) НКВД СССР прибыл
04.02.1938 года из тюрьмы г. Ленинград.
Находился
в лагпунктах №№ 1, 4, 2, 6 Вятлага.
Умер
12.08.1938 года в лазарете лагпункта № 6
Вятлага. Смерть последовала от кровавого
поноса при резкой потере веса. Погребён
на кладбище лагпункта № 6 Вятлага.
Описание
личности: рост -177 см, телосложение -
среднее, цвет волос - светло-русый, цвет
глаз - голубые, нос — обыкновенный.
В разделе
«Семейное положение» указаны:
-жена Троицкая
Мария Александровна, 33 года;
-дочь Глафира,
12 лет; сын Леонид, 5 месяцев
[АРЕСТ
Псковская область, Дновский район,
Скугровский сельсовет, деревня
Скугри(Скугры )
РОЖДЕНИЕ в
селе Колбежицы Палкинского района
Псковской области]
Русский,
из служащих ( из служителей религиозного
культа), специальное указание: «служитель
религиозного культа, псаломщик церкви
д. Скугры Дновского района». Служил с
1919 г. по 1922 г. в Красной Армии, в штабной
канцелярии. Конторщик. Стаж - 5 лет. С
1932 года по 1937 год - псаломщик церкви д.
Скугры Дновского района. Арестован
21.05.1937 (21.10.1937)г. (21.10.1937 г.), приговорен
15.12.1937 г. особой тройкой при УНКВД по
Ленинградской области как «контрреволюционный
элемент» (статья 58 пункт 10 УК РСФСР) к
10 годам лишения свободы, начало срока
- 21.05.1937 г.(21.10.1937), конец срока - 21.05.1947
г.(21.10.1947), прибыл в Вятлаг 04.02.1938 г. из
Ленинграда (Санкт-Петербург)
СКОНЧАЛСЯ
12.08.1938 г., 6 лагпункт, поселок Брусничный,
реабилитирован
29.08.1989 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
СВЕДЕНИЯ
Дата
рождения: 1900 г.
- Место рождения: Псковская о., Палкинский р.
- Пол: мужчина
- Национальность: русский
- Профессия / место работы: священник, псаломщик
Где
и кем арестован: Псковская о.
- Мера пресечения: арестован
- Дата ареста: 21 октября 1937 г.
- Обвинение: по ст. 58-10 УК РСФСР
- Осуждение: 15 декабря 1937 г.
- Осудивший орган: Тройка при УНКВД Ленинградской обл.
- Статья: 58, п. 10 УК РСФСР
- Приговор: 10 лет л/с
- Дата реабилитации: 29 августа 1989 г.
Источники
данных: БД
"Жертвы политического террора в
СССР"; Книга памяти Псковской обл.; БД
«Новомученики и исповедники Русской
Православной Церкви XX века»
Публикации[добавить информацию]
1.
Не предать забвению: Книга памяти жертв
политических репрессий. Т. 5. Псков,
1998.
С. 351.
2. Псковский синодик пострадавших за веру Христову в годину гонений священнослужителей, монашествующих и мирян Псковской епархии ХХ столетия. Москва — Псков: "Духовное преображение", 2005.
С. 605.
С. 351.
2. Псковский синодик пострадавших за веру Христову в годину гонений священнослужителей, монашествующих и мирян Псковской епархии ХХ столетия. Москва — Псков: "Духовное преображение", 2005.
С. 605.
%%%
http://i-nventory.ru/index.php?id=320
Село Скугры, церковь святителя и чудотворца Николая.
Сайт Псковской
епархии:
В
1684 году новгородец Кондратий Осипович
Скобельцын за вечный мир с Польшей
получил жалованную грамоту на деревни
Скугры и Общее Поле. Деревянная
Николаевская церковь с приделом Святого
Льва епископа Катанского построена в
1770 году. В 1827-1828 годах помещицей Екатериной
Павловной Балкашиной построена кирпичная,
на каменном фундаменте церковь, престол
в ней был один. Колокольня построена в
связи с храмом, кирпичная. На колокольне
пять колоколов. Возле церкви было
кладбище.
Часовни находились в деревнях Нинково, Залесье, Лучкино, Ручьи, Скугры и на кладбище. Деревянная часовня в селе Скугры освящена в честь Святого Льва епископа Катанского, часовни в Залесье и Нинково - в честь Великомученицы Параскевы, в Лучкино - во имя Преподобного Серафима, в Ручьях - Покрова Божией Матери.
Церковно-приходская школа в селе Скугры учреждена в 1908 году, в 1914 году в ней училось 39 мальчиков и 20 девочек. Церковная школа помещалась в собственном доме. Земская школа находилась в деревне Нинково, учреждена она в 1884 году, в ней училось 47 мальчиков и 15 девочек.
Согласно штатам в церкви служили священник и псаломщик.
В конце ХIХ в. служил священник Алексей Иосифович Троицкий, умер в 1903 году. Дьякон погоста Молочково Порховского уезда Димитрий Троицкий определен на священническое место в село Скугры с 16 мая, служил неполный год. Священник Димитрий умер 29 февраля 1904 года. Священник Михаил Прокопьевич Успенский (1876-?), сын священника погоста Михайлов Новоржевского уезда. Окончил Псковскую духовную семинарию в 1886 году, в селе Скугры служил с 20 апреля 1904 года. В мае 1911 г. награжден скуфьёй, 29 июня 1917 года - камилавкой.
Псаломщик Симеон Кудрявцев умер 17 июня 1898 г. После него служил псаломщик Михаил Матвеевич Язецкий (1871-?), сын псаломщика погоста Локня Холмского уезда. Окончил два класса Порховского духовного училища в 1886 году, в селе Скугры служил с 4 августа 1898 года.
Судьба священника и псаломщика после 1917 года неизвестна.
При церкви жила вдова Мария Дмитриевна Троицкая, муж которой был священником погоста Скугры с 1873 по апрель 1903 года. Немного известно об их детях. Алексей (1886-?) служил священником в селе Абрамовское Пермской губернии Екатеринбургского уезда. Павел (1890-?) учился в Казанской духовной академии за казённый счет. Николай (1892-?) учился в Псковской духовной семинарии за казённый счет; Александра (1896-?) училась в Псковском епархиальном женском училище за казённый счет. Как сложилась их жизнь в дальнейшем - неизвестно.
С началом Первой мировой войны священнику села Скугры, ближайшего к станции Дно, предписывалось посещать поезда с больными и ранеными воинами, обходить вагоны, удовлетворять желания тех, кто по слабости здоровья желал бы исповедоваться и причаститься, находить слова утешения всем, обращающимся к нему.
Населённые пункты: села Скугры, Общее Поле; деревни: Скугры, Верхние Ручьи, Гривы, Залесье, Лучкино, Нинково, Новая, Озерево, Переходы, Ручьи.
Всего в 1914 году в погосте проживало мужчин 1377, женщин 1391.
В деревне Общее Поле в семье урядника в 1896 году родился писатель Антонин Петрович Ладинский. В Гражданскую войну воевал в Белой армии генерала П.Н. Врангеля. Раненым был вывезен в Египет, после выздоровления переехал в Париж. Писать начал в эмиграции. В 1946 году Ладинский принял советское гражданство, в 1955 году приехал в Советский Союз. Умер и похоронен в 1961 году в Москве. Автор исторических романов «Анна Ярославна - королева Франции», «Последний путь Владимира Мономаха». В 1960 году приезжал на Псковщину, посетил город Дно, деревню Скугры. Деревни Общее Поле к тому времени уже не было.
Ныне деревня Скугры Дновского района. Церковь не сохранилась. В деревне находится часовня Святых Мучеников Флора и Лавра.
Часовни находились в деревнях Нинково, Залесье, Лучкино, Ручьи, Скугры и на кладбище. Деревянная часовня в селе Скугры освящена в честь Святого Льва епископа Катанского, часовни в Залесье и Нинково - в честь Великомученицы Параскевы, в Лучкино - во имя Преподобного Серафима, в Ручьях - Покрова Божией Матери.
Церковно-приходская школа в селе Скугры учреждена в 1908 году, в 1914 году в ней училось 39 мальчиков и 20 девочек. Церковная школа помещалась в собственном доме. Земская школа находилась в деревне Нинково, учреждена она в 1884 году, в ней училось 47 мальчиков и 15 девочек.
Согласно штатам в церкви служили священник и псаломщик.
В конце ХIХ в. служил священник Алексей Иосифович Троицкий, умер в 1903 году. Дьякон погоста Молочково Порховского уезда Димитрий Троицкий определен на священническое место в село Скугры с 16 мая, служил неполный год. Священник Димитрий умер 29 февраля 1904 года. Священник Михаил Прокопьевич Успенский (1876-?), сын священника погоста Михайлов Новоржевского уезда. Окончил Псковскую духовную семинарию в 1886 году, в селе Скугры служил с 20 апреля 1904 года. В мае 1911 г. награжден скуфьёй, 29 июня 1917 года - камилавкой.
Псаломщик Симеон Кудрявцев умер 17 июня 1898 г. После него служил псаломщик Михаил Матвеевич Язецкий (1871-?), сын псаломщика погоста Локня Холмского уезда. Окончил два класса Порховского духовного училища в 1886 году, в селе Скугры служил с 4 августа 1898 года.
Судьба священника и псаломщика после 1917 года неизвестна.
При церкви жила вдова Мария Дмитриевна Троицкая, муж которой был священником погоста Скугры с 1873 по апрель 1903 года. Немного известно об их детях. Алексей (1886-?) служил священником в селе Абрамовское Пермской губернии Екатеринбургского уезда. Павел (1890-?) учился в Казанской духовной академии за казённый счет. Николай (1892-?) учился в Псковской духовной семинарии за казённый счет; Александра (1896-?) училась в Псковском епархиальном женском училище за казённый счет. Как сложилась их жизнь в дальнейшем - неизвестно.
С началом Первой мировой войны священнику села Скугры, ближайшего к станции Дно, предписывалось посещать поезда с больными и ранеными воинами, обходить вагоны, удовлетворять желания тех, кто по слабости здоровья желал бы исповедоваться и причаститься, находить слова утешения всем, обращающимся к нему.
Населённые пункты: села Скугры, Общее Поле; деревни: Скугры, Верхние Ручьи, Гривы, Залесье, Лучкино, Нинково, Новая, Озерево, Переходы, Ручьи.
Всего в 1914 году в погосте проживало мужчин 1377, женщин 1391.
В деревне Общее Поле в семье урядника в 1896 году родился писатель Антонин Петрович Ладинский. В Гражданскую войну воевал в Белой армии генерала П.Н. Врангеля. Раненым был вывезен в Египет, после выздоровления переехал в Париж. Писать начал в эмиграции. В 1946 году Ладинский принял советское гражданство, в 1955 году приехал в Советский Союз. Умер и похоронен в 1961 году в Москве. Автор исторических романов «Анна Ярославна - королева Франции», «Последний путь Владимира Мономаха». В 1960 году приезжал на Псковщину, посетил город Дно, деревню Скугры. Деревни Общее Поле к тому времени уже не было.
Ныне деревня Скугры Дновского района. Церковь не сохранилась. В деревне находится часовня Святых Мучеников Флора и Лавра.
Последнее
редактирование - 24 февраля 2012 года.
%%%
Скугры —
деревня в Дновском
районе Псковской
области России.
Входит в состав городского
поселения Дно.
Расположена
в северной части района, в 5 км к
северо-западу от районного центра,
города Дно,
на реке
Численность
населения деревни составляла на 2000 год
— 354 человека[4],
на 2010 год — 292 человека.
До
2005 года входила в состав ныне упразднённой
Должицкой волости (с центром в д. Искра),
с 2006 до 2015 года — в состав Лукомской
волости.
%%%
Деревни
Скугры и Общее Поле изначально известны
как принадлежащие одному хозяину в 1684
году, это был новгородец Кондратий
Фёдорович Скобельцын. Уже тогда деревни
существовали, их пожаловали новгородцу
за вечный мир с Польшей. Существовала
и церковь погоста Скугры, её обновила
в кирпичном варианте помещица Екатерина
Павловна Балкашина в 1770 году. Это была
Николаевская церковь с приделом в честь
Святого Льва, епископа Катанского. В
деревне Нинково работала школа, во
многих деревнях были часовни. В Скуграх
как раз была часовня в честь епископа
Катанского, а сама церковь была
кладбищенская.
Церковь,
которая была при кладбище около деревни
Скугры, не сохранилась. Сейчас в деревне
существует часовня.
%%%
Из
статьи о д. Заклинье
Видно
было, что церковь не взорвали (как в
Скуграх), не попал в неё снаряд.
%%%
http://visz.nlr.ru/person/show/10506
Овчинников Иван Иванович
Овчинников Иван
Иванович, 1882 г. р., уроженец с. Гора
Порховского р-на Лен. обл., русский,
беспартийный, священник, проживал: д.
Скугры Дновского р-на Лен. обл. Арестован
21 октября 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО
15 ноября 1937 г. приговорен по ст. 58-10 УК
РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян
в г. Ленинград 19 ноября 1937 г.
ОВЧИННИКОВ
ИВАН ИВАНОВИЧ, ПРОТОИРЕЙ
Дедушку
я не видела, родилась за 4 месяца до его
ареста. Он меня крестил и дал мне короткое
имя, т. к. не было шансов выжить в
первые месяцы жизни.
Дедушка
был учеником у моего прадедушки протоирея
Соловьева Ивана Иннокентьевича,
настоятеля церкви в Илемне. Там у церкви
он похоронен.
У
прадедушки было 2 дочери (Елена и Зинаида)
и 7 сыновей (Антон, Валентин, Сергей,
Николай, Павел, Константин, Василий).
Там
у прадедушки мой дедушка выбрал себе
жену – Елену Ивановну Соловьеву. У
дедушки с бабушкой было 4 дочери (Любовь,
Анастасия, Вера, Евгения) и 3 сына (Серафим,
Константин, Иван).
По
воспоминаниям мамы (Овчинниковой Любовь
Ивановны) дедушку прихожане любили. Он
был и священником, и врачом, и учителем.
Дедушка
сидел в Соловках, но оттуда вернулся
домой. В мамином архиве я нашла дедушкино
письмо «оттуда» и фотографию бабушки
с надписью: «Родному моему…» Пока
дедушка сидел в Соловках, бабушке
приходилось жить милостынею и выполнять
заказы по шитью.
Хорошо,
что у бабушки была швейная машина
«Зингер». Сейчас эта машина у меня. Когда
дедушку первый раз арестовали, то мама
с другими детьми караулили, когда дедушку
и других арестованных поведут. Дедушка
их увидел и крикнул им: «Дети мои, помните,
я ни в чем не виноват».
Потом
бабушка Лена отправила старших ребят
Серафима, Константина и маму в город
(Ленинград).
Первый
приют мама нашла у служителей церкви в
Парголове. Здесь в Ленинграде мама
встретила папу – Капустина Федора
Арсентьевича. Когда папа узнал, что мама
«дочь врага народа», он сказал, что тем
более они должны пожениться. Они
поженились в 1935 году.
После
возвращения из Соловков дедушке дали
другой приход. Там его ждала новая
беда.
Сейчас
я очень жалею, что так мало знаю о дедушке
Иване Ивановиче Овчинниковом. Мои
родители крепко хранили мамину тайну.
Мой
брат поставил памятник на Левашовском
кладбище дедушке и его брату Александру
Ивановичу Овчинникову (расстрелянному
на два месяца раньше дедушки).
Мама
сама выбирала место для памятника – на
площадке священнослужителей. Всю жизнь
(до выхода мартиролога в «Веч. Петербурге»)
мама вздрагивала на работе, когда
кто-нибудь входил в помещение. А мы с
братом все это время жили в неведении.
Ия
Федоровна Воронина,
С.-Петербург
С.-Петербург
Иван
Иванович Овчинников расстрелян 19 ноября
1937 г. Помянут в 3-м томе «Ленинградского
мартиролога». Его брат, псаломщик
Александр Иванович Овчинников расстрелян
21 сентября 1937 г. Помянут в 1-м томе
«Ленинградского мартиролога».
Анатолий
Разумов
%%%
Успенский Михаил Прокофьевич (1876)
- Дата рождения: 26 сентября 1876 г.
- Место рождения: Псковская губ., Новоржевский р-н, погост Михеево
- Пол: мужчина
- Национальность: русский
- Социальное происхождение: сын священника
- Образование: высшее, Псковская духовная семинария
- Профессия / место работы: псаломщик, дьякон, учитель церковно-приходской школы, священник
- Место проживания: Псковская обл., Дновский р-н, с. Скугры
- Партийность: беспартийный
- Дата смерти: апрель 1937 г.
- Место смерти: Сорокино, Дедовический район, Псковская область.
- Место захоронения: погост Дмитровы Горки, Дедовический район, Псковская область.
Где
и кем арестован: уполномоченным
Дновским ОГПУ
- Дата ареста: 28 августа 1930 г.
- Обвинение: дезорганизация денежного обращения, антисоветская агитация
- Осуждение: 21 ноября 1930 г.
- Осудивший орган: тройка ПП ОГПУ в ЛВО
- Статья: 58-10, 59-12
- Приговор: 3 года концлагеря
- Место отбывания: Карелия Соловецкие лагеря, Северный край - Вологда.
- Дата освобождения: 1933 г.
- Дата реабилитации: 14 января 2005 г.
- Реабилитирующий орган: Прокуратура Псковской области
Архивное
дело: УФСБ по Псковской области.
Дело Р - 813
- Источники данных: УФСБ по Псковской области. Дело Р - 813. ГАПО Ф.Р-731. Оп.1. Д.4., Оп.2. д. 9., д. 729. ИЦ МВД Карелия г. Петрозаводск.
Репрессированные родственники[добавить информацию]
Документы[добавить информацию]
Биография[добавить информацию]
Родился
26 сентября 1876 года в семье священника
погоста Михеево Новоржевского уезда.
Образование
получил в Псковской Духовной семинарии,
которую закончил в 1896 году по «первому
разряду». В 1897 году служил псаломщиком
в Сорокомученической церкви г. Печёры
Псковской губернии.
12
ноября 1899 начинает служить штатным
диаконом Пятницкой церкви в Святых
Горах (нынешние Пушкинские Горы).
10
июня 1902 определен на место священника
к Христо-Рождественской Церкви погоста
Почеп Торопецкого уезда.
С
апреля 1904 года и последующие двадцать
шесть лет – до ареста 28 августа 1930 года
служит священником в погосте Скугры
Дновского уезда.
В
феврале/марте 1930 года Михаил Успенский
был лишён избирательных прав и раскулачен.
Из копии протокола заседания «тройки»
при Дновском райсполкоме «О выселении
попа, живущего на нетрудовые доходы и
конфискации его имущества» видно, что
отбирали в пользу колхозов: дом, хлев,
амбар, сенной сарай, баня, лошадь – 1,
корова – 1, шкафы – 3, кровати – 3, самовары
– 2, зеркала – 3, часы стенные -1, швейная
машинка – 1, лампа -1, плуг – 1, борона –
1, хомут – 1, веялка -1; среди конфискованного
добра были даже подушки и простыни,
ложки, вилки и головные платки.
Изъятие
производили члены коммуны «Новый труд»
и колхоза «Красное знамя». По жалобе
«попа-кулака» постановили «вернуть
кулаку Успенскому вещи домашнего
обихода».
В
жалобе М.П. Успенского было написано,
что в его дом с обыском и конфискацией
пришли ночью, с криками ломали двери,
грозили застрелить, били церковные
вещи, бросали их на пол, брали себе, не
занося в протокол.
Вослед
жалобы священника собирается бюро
скугровской ячейки В.К.П.(б) которое
жалобу объявляет клеветой, констатирует,
что сын попа и его жена называют их
действия грабежом, и постановляют
выселить семью из пределов Дновского
района, и приостановить возврат
имущества, наложив на него арест.
28.08.1930
года Михаил Успенский был арестован
на основании постановления Дновского
райисполкома и направлен в Псковское
ОГПУ, где ему предъявлено обвинение по
ст. 58/7 УК.
Обвинялся
в том, что «с целью дезорганизации
правильного денежного обращения,
обесценивания червонца и создания
паники на рынке, занимался собиранием
серебряной и медной монет, не выпуская
таковую в обращение», кроме того
обвинялся «в проведении антисоветской
агитации, не одобрял отделение церкви
от школы и клеветал на коммунистов».
Во
время отправки арестованного около 11
часов дня к зданию Дновского Райадмотдела
(в городе Дно) прибыла «толпа, которая
предъявила требование освободить
из-под стражи священника» (погост Скугры
расположен в 3 км от Дно). Из толпы
«раздавались беспорядочные выкрики:
« Если не освободите, разгоним колхоз
Красные Скугры, арест священника
незаконный!», «Взяли священника возьмите
и нас!». Толпа была так велика, что
останавливала уличное движение. Вскоре
в Псковское ГПУ поступает заявление
«от граждан прихода Скугорского с/с»,
где, они пишут, что просят освободить
священника и 85 человек прихода просят
«взять его на поруки».
30.09.1930
- Псковский Окротдел направляет дело
( № 769) Успенского М.П. в «тройку» ПП ОГПУ
в ЛВО с ходатайством о заключении его
в концлагерь сроком на пять лет.
21
ноября 1930 года Михаилу Успенскому
«тройкой» ПП ОГПУ в ЛВО было предъявлено
обвинение по ст. 58-10 и ст.59-12 мерой
пресечения назначено три года концлагерей.
Отбывал наказание в Соловецких лагерях
Карелии.
22
апреля 1931 года, согласно постановления
Центральной комиссии ОГПУ по разгрузке
Соловецких лагерей за № 68 от 01.04.1931г.,
на оставшийся срок убыл в Северный край
- в Вологду.
В
1933 году он освободился и проживал с
семьей в д. Сорокино, Дедовического
района, Псковской области.
Умер
в 1937 году, похоронен на церковном
кладбище в деревне Дмитровы Горки.
РЕАБИЛИТИРОВАН
–14 января 2005 года.
Был
женат на Успенской (Перстинской) Евгении
Васильевне - дочери священника. В семье
было шестеро детей.
Успенский Евгений Михайлович (1911)
- Место рождения: Ленинградская обл., Дновский р-н, дер. Скугры
- Пол: мужчина
- Дата расстрела: 14 сентября 1937 г.
Обвинение: приговорен
- Осуждение: 13 сентября 1937 г.
- Осудивший орган: особая тройка при УНКВД по Ленинградской обл.
- Приговор: ВМН.
- Реабилитирующий орган: Сведения о реабилитации отсутствуют
Источники
данных: БД
"Жертвы политического террора в
СССР"; Ленинградский мартиролог:
1937-1938, том 5; Центр
"Возвращенные имена"
Возвращенные имена[добавить информацию]
Успенский
Евгений Михайлович, 1911 г. р., уроженец
д. Скугры Дновского р-на Лен. обл. Особой
тройкой УНКВД ЛО 13 сентября 1937 г.
приговорен к высшей мере наказания.
Расстрелян в г. Ленинград 14 сентября
1937 г.
(Нет
сведений о реабилитации.)
%%%
Комментариев нет:
Отправить комментарий